Культовому фильму, в свое время ставшему визитной карточкой советского кинематографа, в этом году исполнилось 65 лет.
И все 65 лет Веронику не могут оставить в покое. Слишком уж ее образ выделяется из общей массы фильмов на военную тему. Выделяется до сих пор.
Фильм стал лауреатом (единственным, кстати), «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля в 1958 году, но это ровным счетом ничего не изменило. Критики и цензоры все так же «люди в белом пальто» - чисто пушистые ангелы, а Вероника - нехороший, очень нехороший человек, о котором товарищ Хрущев вообще высказался не то, чтобы неодобрительно, а попросту некрасиво и оскорбительно.
Фильм, которому рукоплескал весь мир и Татьяна Самойлова, исполнившая роль Вероники - восторгов на Родине не вызвали. И вообще, вручать первый приз за такое совсем не к месту.
Сомневаюсь, что кто-то из моих читателей фильм не видел, но на всякий случай напомню сюжет в двух словах:
22 июня 1941 года. Москва. Влюбленные Борис и Вероника гуляют до утра и, вернувшись домой, узнают, что началась война. Борис мог получить бронь, как и его двоюродный брат Марк, но предпочел уйти на фронт. Проститься Борис и Вероника не успели. Во время бомбежки дом девушки уничтожен, родители погибли, и отец Бориса приглашает ее жить к ним.
Во время следующей бомбежки Марк, давно влюбленный в Веронику, фактически насилует ее. И Вероника выходит за него замуж. Почему? Тут не понятно. Стресс, шок, война, ощущение, что ты предал любимого человека, который ушел на фронт и не подает никаких вестей. Как-то так, я думаю.
Борис между тем погибает. С мыслями о Веронике, конечно. Вероника ненавидит и себя, и Марка, постоянно думая о Борисе. Она не знает о его смерти и верит, и надеется, и любит, и ждет.
Ждет вплоть до 9 мая 1945 года, когда на вокзал прибывает поезд с фронтовиками и убеждается, что ее любимый человек погиб, и погиб давно.
«Летят журавли» - это фильм, который изменил советское военное кино. И это первое, за что его не приняли. Нам не показывают войну, нам показывают жизнь в тылу. Обычную, обывательскую жизнь. Без лозунгов, без желания уйти на фронт, без борьбы за общее дело.
Вероника – крайне отрицательный персонаж. Абсолютно антисоветский. Не может настоящая, идейно выверенная женщина поддаться подлецу Марку, а потом еще и замуж за него выйти. Не может предать простого русского солдата. Не может не думать о великом, только потому что проклятая война разрушила ее маленькое женское счастье, ее личную жизнь. Ведь ничто личное не важно, главным было общественное.
Вероника изменщица и чуть ли не проститутка. Она не была ни сильной, ни стойкой. Она просто была. Не выдержала тягот, и даже тот факт, что все прекрасно понимала и сознавала – никто не заметил. И ей в Каннах рукоплескали? Да с ума они там сошли, что ли?
Татьяна Самойлова очень любила свою Веронику и в одном из интервью сказала:
«Она несчастная, бедная девочка! На нее разом обрушилось все: война, общество, потеря родителей. Ее ни в коем случае нельзя ни в чем винить!»
Но Веронику винят. Просто за то, что она человек. Что такие были, есть и будут.
Я очень люблю этот фильм. Один из моих любимых о войне. Всегда со слезами вместе с Вероникой ищу в толпе Бориса. Может быть? Вдруг?
Искренне не понимаю этой ненависти и озлобленности к героине.
Буду рада, если вы напишите, что для вас фильм «Летят журавли» и кто для вас Вероника?
Только, пожалуйста, давайте без оскорблений!