Найти тему
ОЙКУМЕНА

Батыево. Усадьба из под земли.

-2

За судьбу усадьбы Батыево, еще полтора года назад никто не мог бы поручиться. Ее могла постичь участь многих усадеб, бесследно исчезнувших в различных регионах огромной России под действием целенаправленного разрушения, варварского хозяйствования или просто разваливающихся «по ветхости и неприсмотру». Не спасло бы ее и то, что историческая судьба этого памятника садово-паркового искусства XVIII века связана с замечательными именами прославившими Российскую державу – Артемием Петровичем Волынским и Иваном Илларионовичем Воронцовым. Но в 2004 году усадьба была выкуплена в собственность ивановским предпринимателем А.А. Смирновым, который решил провести реконструкцию усадебного комплекса и устроить на его базе туристско-рекреационный центр. Более того, по замыслу Алексея Смирнова весь антураж и атмосфера вновь созданного центра должны будут имитировать атмосферу жизни в усадьбе на рубеже XVIII-XIX веков. А для этого, безусловно, необходима точная реставрация и реконструкция облика усадьбы. Сегодня же от усадебных времен сохранились только главный дом, в полуруинированном состоянии, значительно поредевший парк и каскад из двух прудов устроенных посредством запруживания русла реки Визополь. В соседнем селе Филисове, в 1 км от усадьбы, графом И.И. Воронцовым в 1766 г. была построена летняя Введенская церковь, а в дополнение к ней в 1807 г. была построена зимняя. Все остальные элементы некогда внушительного комплекса теперь утрачены.

-3
-4

Батыево находится в Родниковском районе Ивановской области, а до революции это был Юрьевецкий уезд Костромской губернии. За довольно продолжительный период своего существования усадьба сменила несколько владельцев, которые в той или иной мере повлияли на формирование ее облика.

А.П. Волынский
А.П. Волынский

В XVII – XVIII вв. усадьба Батыево принадлежала Артемию Петровичу Волынскому крупному политическому деятелю времени царствования Петра I и Анны Иоанновны. Затем, в 1760-1790 г.г. перешла к графу И.И. Воронцову, женив­шемуся на дочери Во­лынского - Марии Арте­мьевне. По свидетель­ствам современников, в Батыево приезжала Ека­терина Дашкова - род­ная тётя Марии. Именно Иван Илларионович Воронцов и построил в Батыево существующий усадебный комплекс.

После графов Воронцовых усадьбой в Батыеве владел И.Г. Бибиков (1797-1867 гг.) – полковник лейб-гвардии Первой артиллеристской бригады, служивший адьютантом великого князя Михаила Павловича. Бибиков состоял членом «Союза благоденствия», был на Сенатской площади Петербурга 14 декабря, но активного участия в восстании не принимал и этим избежал суда и кары. Дослужился он до чина генерал-адьютанта, был женат на Е.И. Муравьевой-Апостол, которая, по преданиям, немало позаботилась об организации в Филисовской волости школьного воспитания детей.

И.И. Воронцов
И.И. Воронцов

Затем в 1880-е - 1891 г. усадьба принадлежит генералу Павленкову. У его доверенного Евдокима Артемьева Ломова имелись три дарственные грамоты или записи времени царствования Михаила Федоровича, выданные на имя стольника Волынского. Писатель А.А. Потехин, живший недалеко в усадьбе своей матери Орехово, посетив усадебный дом в Батыеве, нашел там архив князя Артемия Петровича Волынского и впоследствии передал его в хранилище историка Погодина.

Последними владельцами усадьбы Батыево были помещики Поляковы, которые занимались разведением чистокровных лошадей. Их образцовые поля служили примером для местных крестьян-земледельцев. Недалеко от усадьбы ими был устроен химический завод по сухой перегонке древесины.

В 1919 году при усадьбе Батыево был организован первый в Иваново-Вознесенской губернии государственный совхоз «Светоч». В усадебном доме в годы Гражданской войны размещался приют для бездомных детей и сирот, затем после ремонта здания, пережившего ряд погромов, в нем разместилась школа 1-ой ступени, а затем и Филисофская средняя школа, просуществовавшая здесь до 13 января 1986 года, когда из-за ветхости дома-дворца школа перебралась в новое здание, построенное в селе Филисове.

После вывода школы постройки усадьбы не использовались и постепенно приходили в негодность. Пока, в конце концов, усадьба не попала в руки Алексея Смирнова, вдохновившегося созданием здесь такой необычной базы отдыха.

Для воссоздания наиболее точного облика памятника необходимо проведение не только глубоких архивных исследований, но и серьезных полевых изысканий. Именно с этой целью и была организована в июне 2005 года научно-исследовательская экспедиция.

Во время экспедиции, под руководством кандидата исторических наук, доцента кафедры отечественной истории Ивановского государственного университета Е.Л. Костылевой и вице-президента Национального фонда «Возрождение русской усадьбы» Д.Б. Ойнаса в усадьбе были проведены ландшафтные, архитектурные и археологические исследования. Были произведены обмеры комплекса, составлен подробный топоплан территории усадьбы, а в ходе шурфовок территории обследована структура покрытий парковых дорожек, площадок и парадного партера. Тридцать студентов исторического факультета совместно со специалистами в течение двух недель вели археологические раскопки для определения объемов и мест расположения утраченных служебных, хозяйственных и парковых строений комплекса усадьбы. Было заложено несколько раскопов и шурфов в разных частях усадебной территории. В результате получена внушительная коллекция фрагментов керамической, фарфоровой и стеклянной посуды XVIII – начала XX веков, печных изразцов того же периода, различных предметов бытового и хозяйственного назначения.

В результате археологического вскрытия придомового пространства были обнаружены фундаментные основания двух утраченных террас, выходивших на парадный двор и в парк. Благодаря чему появилась возможность восстановления фасадов здания в первоначальном виде.

Главный дом кирпичный, оштукатуренный, 3-х этажный, почти квадратный в плане, воспринимается как мощный куб, перекрытый четырехскатной крышей. Его объем осложнен пилястровым портиком ионического ордера, идущим на высоту 2-ого и 3-его этажей, с треугольным фронтоном, поднимающимся над венчающим карнизом дома. Он имеет вполне характерный для эпохи классицизма архитектурный облик, с трехчастной структурой в плане, композиционным выделением центральной части и размещением в ней парадных помещений, выделением помещений 2-ог этажа, как наиболее парадных. Первый этаж дома вычленен рустовкой стен и венчающей их сильной, сочной горизонтальной тягой.

Углы дома в пределах 2-ого и 3-его этажей акцентированы рустованными пилястрами, первый этаж, по контрасту к вышележащим, - рустован, помимо этого первый этаж подчеркнут сильной многообломной тягой. Оконные проемы во всех этажах – прямоугольные. В первом рустованном этаже, окна с тремя замковыми камнями. Окна второго этажа между пилястрами украшены сандриками, а лучковый проем в тимпане - замковым камнем.

Перекрытия помещений первого этажа – сводчатые, своды - коробовые и сомкнутые (плоские), с распалубками над оконными и дверными проемами. Пологий сомкнутый свод центральной гостиной 1-ого этажа опирается на подпружную арку. Здесь расположена трехмаршевая лестница, связывающая гостиную с парадной залой, ведущая в вышележащие этажи, и парадные гостиные, связанные с помещениями боковых зон дома. Перекрытия 2-ого и 3-его этажей – плоские. Интерьеры второго этажа более высокие и парадные. Удивительно, но здесь под слоем штукатурки, в ходе предварительных работ были обнаружены росписи стен изображавшие воинскую арматуру и другие символические композиции, которые еще предстоит исследовать.

Вообще, дом хранит еще много загадок и тайн. Чего стоит, например, случайно обнаруженное самим же Алексеем Смирновым при фотосъемке помещений дома, привидение дамы в длинном платье и широкополой шляпе. Собственно обнаружил он ее уже при проявке и печати фотоснимков. На одной из фотографий явно проступали очертания женского силуэта, хотя при съемке увидеть его не удалось. Алексей сначала с сомнением отнесся к этому событию списав силуэт на брак пленки. Но когда ситуация повторилась, стал более серьезно относится к произошедшему. Когда же слух о привидении распространился по округе, местные жители все шумы в старом доме стали приписывать таинственной даме-призраку.

-10

Не миновала «привиденческая» лихорадка и студенческую братию. Экспедиционная молодежь с удовольствием пугала друг друга фантомом гуляющим по дому, а лишь наступали сумерки устраивала вылазки по темным этажам и, настращав самих себя с криками вылетала наружу.

Главный дом был выстроен на высоком плато над рекой Визополь и занимает центральное положение в композиции комплекса. Главная ось дома расположена параллельно руслу речки. Перед его северо-восточным фасадом, отмеченным пилястровым портиком, располагался обширный партер некогда украшенный цветниками. Восточнее дома был высажен обширный парк, имевший первоначально регулярную планировку. Но позднее, регулярность была частично нарушена и парк приобрел вид «а-ля» естественной рощи, массив которой пересекали изгибающиеся дорожки перетекающие одна в другую соединяющие между собой целую сеть полян и лужаек. Наиболее ранние древесные насаждения парка представлены липой мелколистной (220-230 лет) которые и задавали каркас парковой структуры. Из других древесных насаждений в парке сохранились береза бородавчатая, лиственница сибирская, ель обыкновенная. В процессе обследования парка был выявлен ассортимент исторических травянистых и кустарниковых парковых насаждений – среди них акация желтая, роза sp., сирень обыкновенная, сирень венгерская, земляника мускусная, гвоздика бородатая, маргаритки. Из наиболее ранних высаженных в парке цветочных культур до нашего времени в одичавшем виде сохранилась лилия саранка или «царские кудри» – растение, чаще всего встречающееся в парках, заложенных в XVIII– первой четверти XIX вв. К столь же древним парковым травянистым интродуцентам следует отнести так же бутень ароматный (душистый).

Довольно обширный по площади парк был окружен по периметру распространенной в XVII-XVIII веках, а в отдельных случаях использовавшейся и в начале XIX столетия внешней парковой оградой «ах-ах». Эта ограда имела несколько конструктивных разновидностей и представляла собой неглубокий ров, вынутая земля из которого укладывалась в виде небольших валиков по одной или обеим его сторонам. Деревянный частокол помещался на дне рва, благодаря чему оставался зрительно незаметным для гуляющих по парку и не перекрывал внешние виды. В другом варианте, ров заполнялся водой, что так же делало невозможным проникновение на территорию парка из вне, но и не перекрывало вида окружающего пейзажа. Название этот тип ограды получил от восхищенного возгласа (ах-ах!) вызываемого неожиданным раскрытием великолепного вида из парка или испуганного внезапным обнаружением под ногами нежданного препятствия.

В усадебном парке было немало романтических уголков. Все должно было способствовать душевному упокоению и увеселению хозяев. В ключевых точках парка устанавливались различные парковые сооружения, места расположения двух из которых – беседки и паркового павильона, удалось определить. Павильон стоял в глубине парка и к нему сходилось несколько дорожек и аллей. Беседка располагалась на южной границе парка на невысоком насыпном холмике и представляла собой небольшую ротонду. Из нее открывались перспективы окружающих пейзажей, и можно было наблюдать за работающими в поле крестьянами, пасущимся скотом и подъезжающими к усадьбе экипажами гостей.

-13

Со стороны юго-западного фасада дома располагался парадный двор усадьбы. Шурфы на парадном дворе позволили выявить не существующие в настоящее время четыре жилых и служебных флигеля, два хозяйственных строения, которые компактной группой расположились с юго-западной стороны главного дома. Флигели вместе с главным домом образовали каре парадного двора. Хозяйственные строения развивая и поддерживая главную композиционную ось комплекса усадьбы фланкировали въезд на двор со стороны большого «пришпекта» подходившего в Батыево со стороны торгового села Родников. Этот «пришпект» идущий через суходольные луга долины речки Визополь когда-то имел трехрядную обсадку березой, так что путешественник направляющийся в Батыево на протяжении полутора верст был укрыт от солнца и ветров плотной зеленой стеной. Именно на парадный двор подъезжали экипажи хозяев и гостей чтобы, освободившись от седоков, отправиться на временную стоянку в конюшни и каретник.

Места расположения конюшен XVIII- начала XIX в. удалось обнаружить значительно восточнее парадного двора, где для содержания лошадей была организована специальная территория – «левада», плотно обсаженная по периметру липами. Здесь, рядом с конюшнями выгуливались в относительной свободе породистые лошади Воронцовых и Бибиковых. Но к середине XIX века эти конюшни пришли в негодность, и новые владельцы усадьбы решили соорудить их на новом месте, гораздо ближе к дому, к западу от парадного двора, вдоль дороги в сторону речки Визополь соединяющей усадьбу с деревней Слободкой и селом Филисово.

-14

Деревня Слободка, расположенная на противоположном берегу речки Визополь, за прудами, представляет собой тоже своеобразный элемент усадебного комплекса. При строительстве усадьбы ее планировка была изменена. Прежде компактно расположенную застройку деревни вытянули в одну линию и дома развернули фасадами на пруды и усадьбу. Таким образом была как бы создана декорация, задний план для зрителя, находящегося в усадьбы. Милые деревенские домики, рабочая суета крестьян на противоположном берегу радовали глаз романтически настроенного наблюдателя.

Обо всех находках и открытиях сделанных во время исследования усадьбы невозможно рассказать в небольшой статье, тем более что необходимость дальнейших изысканий осознают и сам Алексей Смирнов и архитекторы которым предстоит создавать проект реставрации и приспособления усадьбы. Но материалы полученные во время экспедиции представляют безусловный интерес и, несомненно, помогут в реконструкции усадьбы и моделировании концепции будущего туристического центра.

Дмитрий Ойнас