99 подписчиков

"Безумный Бог" (2022) Рецензия

Кадр из мультфильма "Безумный Бог".
Кадр из мультфильма "Безумный Бог".

Фил Типпетт, получивший известность после работы над эффектами стоп-кадра для шахматной партии в новаторском блокбастере Джорджа Лукаса "Звездные войны" 1977 года, стал известным гуру стоп-кадра в Голливуде, создавая и контролируя впечатляющее количество практических анимационных эффектов в таких разных и любимых фильмах, как "Пираньи" Джо Данте 1978 года, сиквел "Звездных войн" 1980 года "Империя наносит ответный удар" (в котором он разработал новый стиль анимации - "go motion" - для АТ-АТ и таунтаунов) и классический научно-фантастический фильм Пола Верховена "Робокоп" (1987), в котором он лично создал культовую модель ED-209. Как будто этого было недостаточно, Типпетт также получил не один, а два "Оскара" за свою работу в области визуальных эффектов, сначала возглавив знаменитую мастерскую Lucasfilm Creature Shop во время производства фильма "Возвращение джедая" (1983), а затем став супервайзером анимации в фильме Стивена Спилберга "Парк Юрского периода" (1993) - роль, которую он взял на себя после того, как было решено, что эффекты динозавров будут достигнуты с помощью компьютерного изображения, а не традиционной анимации.

Его влияние на индустрию, и, в частности, на визуальные эффекты, нельзя недооценивать, и есть вполне реальный аргумент в пользу того, что кино сегодня выглядело бы существенно иначе, если бы не вклад Типпетта и его революционные методы. Настолько новаторским и успешным было его внимание к деталям и работа над визуальными эффектами, что Верховен по сути назвал его "сорежиссером" огромной части своего научно-фантастического сатирического боевика "Звездный десант" 1997 года, после того как Типпетт возглавил команду из более чем 100 аниматоров для создания злодейских "жуков" в фильме и предварительно визуализировал огромную часть боевых сцен. Позднее Типпетт возглавил работу над сиквелом этого фильма, который я не видел, но мне сказали, что это - цитата моего друга - "абсолютное дерьмо".

Кадр из мультфильма "Безумный Бог".
Кадр из мультфильма "Безумный Бог".

Вы не можете отрицать, что это довольно впечатляющая карьера! Но между всеми этими новаторскими, меняющими индустрию, отмеченными наградами проектами Типпетт также был занят работой над своим собственным маленьким страстным проектом - "Безумный Бог". Прежде чем перейти к делу, позвольте мне сказать, что "Безумный Бог" — это, несомненно, невероятное достижение и, вероятно, историческое, а может быть, даже новаторское произведение в своем роде. Это странная и сюрреалистическая смесь стоп-моушена и живого действия, почти полностью анимированная Типпеттом в одиночку (ему помогала группа добровольцев, которые помогали ему снимать фильм по выходным), и на ее создание ушло около 30 лет! Это чертовски впечатляет, и что бы еще ни говорили о самом фильме, никто не может отрицать мастерство и талант, проявленные в нем!

Как гласит история, Типпетт начал создавать "Безумного Бога" во время съемок фильма "Робокоп 2" (1990), но после работы над "Парком Юрского периода" легендарный аниматор опасался, что времена стоп-моушн анимации прошли, поэтому фильм был отложен на полку. Однако после некоторой поддержки со стороны своих коллег Типпетт вернулся к проекту, и с помощью вышеупомянутых добровольцев (и успешной кампании на Kickstarter) "Безумный Бог" был наконец завершен. Стоило ли оно того? Ну... при всех своих проблемах нельзя отрицать, что "Безумный Бог" абсолютно великолепен; это лихорадочный кошмар причудливых образов, призрачно красивых моделей, захватывающих идей и сюрреалистических последовательностей. Это тот вид безумного, неапологетически самозабвенного кинематографа, который не одобрила бы ни одна студия, и который мог родиться только благодаря страсти, таланту и здоровой дозе безумия. Я не думаю, что кто-то может утверждать, что Типпетт не был искусен в анимации, но если это так, то "Безумный Бог" окончательно доказывает их неправоту.

Кадр из мультфильма "Безумный Бог".
Кадр из мультфильма "Безумный Бог".

Впечатляет и то, что фильм, по сути, немой. Насколько я могу судить, во всем фильме нет ни одного произнесенного слова, и только ворчание, рычание и бульканье различных кошмарных, необычных и жутких существ, с которыми мы сталкиваемся на протяжении всего фильма, вместе со странно меланхоличной и эмоциональной партитурой композитора Дэна Вула заполняют пустоту (о, и причитания кричащего ребенка - звук, который раздражает настолько же, насколько и расстраивает, так что... да. Это весело!). Типпетт доводит логику фильма как визуального средства до крайности, и здесь можно увидеть множество интересных смен сцен, необычных вариантов съемки и ловких движений камеры (особенно если учесть, что фильм снят методом стоп-моушен).

Но потрясающе детализированные модели, исключительно хорошо сделанные стоп-моушен и дикие образы — это только то, что вам нужно. Где "Безумный Бог" в конечном итоге терпит неудачу, так это в темпе. При всей своей удивительной странности и захватывающе мрачных визуальных эффектах, фильм более или менее похож на расширенный показ; подборка приличных эпизодов, которые никогда не собираются вместе, чтобы сформировать единое целое. В фильме есть самые скудные нити повествования - фигура, известная только как "Убийца", прибывает за линию фронта в какой-то кошмарный ад, где намеревается взорвать бомбу - но на самом деле это просто повод для Типпетта продемонстрировать свои многочисленные фантастические и невероятные творения. В таком подходе нет ничего, но в данном случае все это кажется немного плоским. Кажется, что ничто не имеет значения, и по мере того, как мы переходим от одной гротескной и странной декорации к другой, все начинает повторяться и становится менее увлекательным. Очень жаль, потому что вплоть до финальных моментов здесь демонстрируется действительно замечательная работа, просто хотелось бы, чтобы она меня больше волновала.

Кадр из мультфильма "Безумный Бог".
Кадр из мультфильма "Безумный Бог".

Честно говоря, я не думаю, что мне когда-либо хотелось, чтобы фильм понравился мне больше. Мне неловко, учитывая очевидную страсть и несомненное мастерство, с которым все это было сделано. Он настолько же великолепен и умен, насколько неприятен и, в конечном счете, скучен. Без какой-либо последовательной динамики все становится таким скучным. Я обожаю мультипликацию, всегда обожал как вид искусства, она потрясает и завораживает в равной степени. Есть что-то такое в том, чтобы наблюдать, как эти безжизненные модели оживают, что просто захватывает дух, а уровень детализации и кропотливой работы, вложенной не только в сами модели, но и в декорации и окружающий их мир, действительно совершенно гипнотизирует. Но... примерно через 30 минут мне нужно что-то более глубокое, чтобы удержать меня. И "Безумный Бог" просто не дотягивает до этого. Если быть честным, я не думаю, что он также заинтересован в этом. Но для меня, я думаю, это необходимо.

Думаю, это самая большая проблема фильма. Отсутствие какой-либо связности, как в повествовательном, так и в тематическом плане, не позволяет зацепиться за что-либо. В то время как в фильме должна быть некая эпичность, которая расширяется и развивается, в итоге все сводится к "а потом случилось это, а потом случилось то". Должно быть что-то, на что можно повесить все эти великолепные дизайны и невероятные анимационные шоу. Во время просмотра у меня сложилось впечатление, что даже сам Типпетт не совсем уверен в том, что он хочет сказать. С точки зрения технических аспектов его мастерство не вызывает сомнений, но с точки зрения подлинного творческого видения, ну... похоже, его нет.

#толькодлявзрослых #18+ #мультфильмдлявзрослых #мультфильм #рецензиянамультфильм #обзормультфильма #кинодлявзрослых #фильмдлявзрослых #фэнтези #ужасы