«Поколение ЕГЭ», что с ним не так, и только ли в ЕГЭ дело

Я бывает ворчу на молодежь, что поделаешь, старшее поколение, так полагается. Но фраза «поколение ЕГЭ» меня слегка коробит. Моя дочь, ее друзья, дети многих моих друзей как раз из этого поколения ЕГЭ, поэтому у меня есть «материал» для наблюдений.

Сейчас принято списывать снижение уровня школьного и высшего образования на ЕГЭ. Но, мне кажется, проблема не только в этом.

На самом деле нынешние дети и подростки выросли совершенно в иных условиях, чем предыдущие поколения, а система школьного образования строится почти по тем же принципам, что и в моем детстве, не успевает наше образование за стремительными изменениями.

Фото из Интернета.
Фото из Интернета.

Память у детей действительно стала более «краткосрочной», что у нас называлось: в одно ухо влетело - в другое вылетело. Похоже тут две причины:

- слишком большой поток информации, в котором они существуют с детства, мозгу сложно вычленить, что же из этого стоит запоминать; - легкодоступность информации, зачем запоминать, если в Интернете есть все, одно движение мышкой, щелчок - и ты уже в теме.

Наш информационный мир был достаточно скуден, телевидение нас не баловало, интересные книжки нужно было поискать. Много времени мы проводили на улице, и много знаний и информации мы получали из окружающего мира, анализировать и мыслить приходилось самим. Да и школа и учителя были источником информации, знаний.

Сейчас детей скорее надо учить работе с информацией, ориентироваться в этом изобилии информации, анализировать, видеть причинно-следственные взаимосвязи.

  • Дети в школах стали гораздо меньше писать.

В начальной школе активно используются тетради на печатной основе (ТПО), там только вставляй буквы и цифры, полностью пример или предложение переписывать не приходится, детям гораздо проще, но доказанная связь работы руки с мозгом, оказывается мало задействованной. В средней и старшей школе доклады, рефераты и даже сочинения готовятся в текстовых редакторах и распечатываются. Дочери проще писать сочинение, набирая текст на компьютере, чем писать от руки. Слышала об учителях старой закалки, которые требовали только рукописные доклады, да еще без ошибок!!! Дети были в ужасе.

  • Дети читают намного меньше, потому что у них опять же много легкоусваиваемой ненапряжной информации: видео, соцсети, короткие посты с картинками, поглощай их как чипсики.

А чтение требует напряжения внимания, фантазии, работы ума. По маленьким детям, которые только учатся читать видно, какой это большой труд – чтение.

Поэтому дети плохо умеют работать с бумажными учебниками и с текстами, последовательно скользить мыслью от строчки к строчке, от страницы к странице им сложно. Им сложно находить определенную информацию в уже прочитанном. Доклады и рефераты делаются на компьютере копипастом, при этом не надо перелопачивать кучу книг, искать нужные цитаты

Многие учебники хоть и переиздавались неоднократно, но по структуре и подаче информации близки к моим еще советским. У дочери в 11 классе был учебник по истории: в параграфах сплошной текст, мало выделений, абзацев, глазу зацепиться не за что. Даже мне привычной ко всякой литературе было некомфортно, дочь вообще мало что воспринимала в таком виде.

Я бывает ворчу на молодежь, что поделаешь, старшее поколение, так полагается. Но фраза «поколение ЕГЭ» меня слегка коробит.-2

Хотя некоторые изменения были. В учебнике по географии, кажется, издательства «Просвещение:Сферы»», материал подавался похоже на информационный сайт, окошки разного цвета, шрифты разного размера и стиля, и информация разбита на маленькие кусочки, детям было проще с таким работать.

Так что нынешних детей сложно учить по тем же методикам и схемам, как 20 -30 лет назад, и возврат к советской системе образования, как взывают сейчас многие, мало что изменит. Нужно перестраивать образование, исходя из изменившегося мира, не конкурировать с яркой, легкой, интересной для детей информацией, которая им доступна на каждом смартфоне, а использовать ее в целях обучения.