Неподалёку от Новгорода, на северном направлении, есть деревня Мясной Бор. Считается, что название это – с петровских времён. Там была скотобойня, которая снабжала едой людей, работавших на строительстве Санкт-Петербурга.
Места здесь заболоченные, труднопроходимые. В первые годы Великой Отечественной тут на относительно небольшой территории погибли сотни тысяч советских, немецких и испанских солдат. Большинство их осталось незахороненными. Так появилось неофициальное название местности у Мясного Бора – Долина смерти.
После тех драматических событий прошло уже столько лет, а у поисковиков и «чёрных копателей» в Долине смерти ещё до сих пор полно работы. Всё дело в труднодоступности этих мест – заболоченные, заросшие лесной чащобой.
Откуда взялись такие чудовищные потери?
В конце 1941 года, стараясь деблокировать осаждённый Ленинград Красная Армия удалось прорвала кольцо гитлеровцев около Мясного Бора. В образовавшуюся брешь пошли бойцы Второй ударной армии – развивать успех.
За этот «коридор» в районе Мясного Бора и развернулись ожесточённые бои. Его ширина менялась с 3-4 км до узкого простреливаемого пространства в несколько сотен метров. Снабжать Вторую ударную через этот узкий «коридор», по труднопроходимым местам, было очень трудно. А потом – и вовсе стало невозможно.
В конце июня 1942 года Вермахту и испанской Голубой дивизии удалось ликвидировать этот «коридор» и взять Вторую ударную армию в окружение. Попытки прорваться из окружения привели к тому, что большинство её солдат погибли или попали в плен.
Есть мнение, что окрестности Мясного Бора – место с самой высокой концентрацией погибших и не захороненных солдат и офицеров Второй Мировой войны. На воинском кладбище в Мясном Бору поисковики предали земле уже более 20 тысяч красноармейцев, но понятно, что это не все павшие в этих местах воины. Точной цифры не знает никто. В любом случае, это сотни тысяч погибших.
Часто здесь находили практически неразложившиеся останки – такова специфика торфяных болот. Особенно хорошо сохранялись тела лётчиков, сбитые самолёты которых вонзались в заболоченный грунт, и погибшие пилоты словно консервировались на долгие годы.
В первую очередь – металл
Кстати, в послевоенные годы власти были озабочены в основном лишь тем, чтобы вытащить из Долины смерти подбитые танки и сбитые самолёты: возрождающейся экономике страны был очень нужен металл. А о том, чтобы предать земле многочисленные останки солдат, не очень-то заботились.
Первым делом сапёры разминировали и подлатали узкоколейку, по которой шло снабжение Второй ударной армии (вдоль реки Полисть), одну из дорог-просек, ведущую в лес, и территории вокруг неё. Именно вдоль этих дорог стояло огромное количество подбитой и застрявшей техники – танки, бронетранспортёры, пушки, автомашины. Особенно много вытаскивали зимой, когда болота подмерзали и взять технику было проще.
Танки, которые не получалось вытащить тягачами, взрывами и бензорезами разрушали на куски, и вывозили этот металл по частям. Потом и в самой Долине смерти сапёрами для этого делались проходы – чтобы заготавливать металл. А погибших солдат собирать по лесам и болотам, пытаться их идентифицировать и хоронить по-человечески не торопились – слишком много их в этой труднопроходимой местности.
Советских фотографий из Мясного Бора времен войны нет. Но есть серия фотографий Георга Йозефа Гундлаха – немецкого обер-фельдфебеля, дивизионного фотографа 291-ой пехотной дивизии вермахта, сделанные в Долине смерти.
Этот человек за время войны сделал тысячи фотоснимков, и потом ездил много по миру с экспозицией своих работ. Но самым страшным местом, в котором пришлось побывать, он до конца своих дней называл Мясной Бор.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍Rutube. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, в чём причина трагедии в Мясном Бору?