Заслуженный деятель искусств ДНР, художественный руководитель камерного оркестра «Виола» Донецкой государственной академической филармонии Валерия Путря рассказала о выступлении на главной площади российской столицы с литературно-музыкальной композицией «Россия, не бойся, мы с тобой!».
Выступление состоялось 4 июня 2022 года на главной сцене Книжного фестиваля «Красная площадь» в Москве. Автором идеи, сценаристом и режиссёром программы, является актриса кино и театра БДТ им. Г. А. Товстоногова Александра Куликова (Санкт-Петербург). В спектакль вошли тексты ленинградских классиков Анны Ахматовой, Ольги Берггольц и Вадима Шефнера, а также современных донбасских авторов Алисы Фёдоровой, Анны Долгаревой, Арсения Александрова, Владимира Скобцова, Егора Воронова, Дмитрия Трибушного и многих других.
- Валерия Евгеньевна, как вообще зародилась идея проекта и концерта «Россия, не бойся, мы с тобой!»?
- Александра Куликова очень пристально следила за событиями 2014 года и для того чтобы понять вообще всю ситуацию, не из СМИ, а через непосредственных свидетелей событий, она пошла в соцсети. Нашла людей, которые вели дневники. Это были горловчане и дончане, в основном, журналисты, филологи, поэты и обычные люди. Александра поняла, что вот здесь – правда. Эти документы о происходящем её взволновали, накапливались тексты, переписка. Она понимала, что хочет что-то делать, а не просто читать, слушать и сопереживать, делать что-то действенное. Эти тексты сложились в композицию, и когда она начала вырисовываться, для Александры стало понятно, что есть некое близкое понимание происходящего, через, как она говорит, ленинградское зеркало перед Донбассом.
В 2017 году к проекту Александры присоединился питерский актёр Молодёжного театра Борис Драгилёв. Артисты просто сели в машину и, сменяя друг друга за рулём,приехали в Донецк. Первыми слушателями были дончане. За три дня актёры показали программу около шести раз в военных частях, школах и на других площадках. Это был спектакль на двоих по текстам. Они должны были получить «благословение» от дончан, что это – правда, эта программа о нас, о том, что происходит на самом деле и как мы это переживаем.
Программа была показана в Донецке, Макеевке, Горловке, Ясиноватой, в Астрахани, Рязани, Чебоксарах, Кронштадте и множество раз в Питере.
На одном из выступлений к Александре подошла композитор Елизавета Панченко. Она выразила желание написать музыку к этой программе. И летом 2018 года они с Александрой в телефонном режиме работали над этим проектом. Елизавета оказалась очень гибким композитором – прислушивалась ко всем просьбам и правкам. Это было очень хорошее внутреннее согласие между творческими людьми.
- Как в этом проекте появился камерный оркестр «Виола»?
- В июне 2018 года Александра связалась с генеральным директором Донецкой государственной академической филармонии Александром Парецким. И он предложил исполнение музыки к программе поручить нашему камерному оркестру «Виола». Уже летом была назначена дата концерта – 5 октября.
Даже когда я читала черновой вариант сценария, тексты меня поразили своей остротой, ёмкостью, стилем литературного языка наших поэтов и поэтов блокадного Ленинграда. Это такой объём информации! Всё-таки, когда искусство берётся за такую тему, оно её поднимает над всем и даёт возможность посмотреть другим взглядом, делает её бессмертной. Одно дело слагать песни, когда наступила Победа, и другое дело, такое творческое произведение создавать, когда до Победы ещё далеко.
Я понимала, что мы первые исполнители, первые интерпретаторы. В музыке ярко обозначены лейтмотивы, символика. Например, гудок нашего ДМЗ – образ города, слышен в чётких аккордах органа. Музыка буквально вся сопряжена с текстами, она неразрывно связана с ними.
У нас было буквально две репетиции с солистами, но Александра и Борис обладают абсолютным попаданием ритма текста в ритмический рисунок музыки. Не было такого момента, чтобы мы где-то не совпали. Это настолько глубокое внутреннее чутьё.
Ещё хочу сказать слова благодарности композитору Елизавете Панченко. Она давала нам возможность творчески проявить себя в прочтении её музыки. А за лирическую тему в музыкальной композиции я дала бы ей Нобелевскую премию.
В первом концерте, кроме «питерского десанта» – Александры, Бориса и Анастасии Фоминой (гусли), были наши солисты – Александр Парецкий (баритон), Анна Братусь (сопрано), Светлана Ольховиченко (орган) и камерный оркестр «Виола». Александр Александрович ещё тогда написал, что «5 октября 2018 года войдёт в историю Донецкой филармонии. Все, кто посетил премьеру музыкально-литературной композиции "Россия, не бойся, мы с тобой!", отметили её эмоциональную глубину, неординарность, документальность и искренность…» Он уже тогда понял значение и формат этой программы.
- Как проходила подготовка к выступлению в Москве?
- Мы, конечно, мечтали, чтобы эта программа была показана в России. Хотелось там рассказать,как и что происходит у нас тут. Но это было очень сложно, общество было не готово. Александра Куликова вышла на куратора Книжного фестиваля «Красная площадь» Полину Васильеву, и уже в свёрстанную программу фестиваля в короткий срок вставили наше выступление. Она сделала всё, чтобы мы приехали. И в кратком анонсе программ, представленных на главной сцене, Полина назвала наш спектакль – «гвоздём» фестиваля.
Нам предоставили репетиционное пространство в Электротеатре Станиславский на Тверской, и там мы провели две репетиции. Познакомились с прекрасными солистами из Питера – Натальей Чувьюровой (сопрано) и Александром Пахмутовым (баритон). Хочется отметить их тонкое проникновение в образную стилистику музыки. И конечно, изящное мастерство игры на редком у нас инструменте – гуслях, Анастасии Фоминой.
Мы понимали всю ответственность и репетировали ещё в Донецке. Надо было подготовиться на 200% чтобы выдать 100%, потому что я оставляла какой-то процент на волнение. Ведь мы выступали на Красной площади в сердце России, а это очень большая ответственность – донести правду языком музыки, поэзии, слова.
- После выступления в интервью Вы сказали, что эта программа была создана, чтобы нас услышали. Как вы ощущаете, удалось донести до слушателей «Красной площади» ваш посыл?
- У нас был полный зал, публика была потрясающая. Ещё во время настройки звука мы поняли, что в зале единомышленники. Были зрители, которые уже видели эту программу и пришли ещё раз. Этот спектакль, конечно, доводит до слёз своей проникновенностью, честностью, и люди в едином порыве просто встали. Был такой момент. Они встали не перед артистами, они встали перед стойкостью Донбасса. Это было единение со слушателями. Это можно назвать счастьем – возможность высказаться – на всю страну.
Даже генеральный директор фестиваля Владимир Викторович Григорьев, несмотря на огромную занятость, был на концерте.
С огромной благодарностью мы ощущали внимание и поддержку со стороны Полины Васильевой. Хочу отметить работу звукооператоров, работников сцены и помощницы куратора фестиваля Варвары Пушкарской. Мы были окружены заботой со всех сторон. И чувствовали к себе предельное внимание и невероятную теплоту.
- Я знаю, что во время концерта произошёл интересный случай с боем курантов. Расскажите подробнее.
- Нас предупредили, что будут бить куранты. Я сказала, ничего, мы паузу сделаем, если будет нужно. Когда первый раз после фразы Александры в паузе зазвучали куранты, мы все переглянулись. Когда это произошло второй раз в нужном месте я посмотрела на композитора Елизавету и подумала: «Интересно она вписала это в партитуру или нет?». На третий раз мы начали улыбаться друг другу потому что куранты били в нужное время, в нужном месте, они подчёркивали силу слова. Мороз по коже, как это было здорово! И мы поняли, что это было богоугодное событие, это буквально было благословение.
- Есть ли уже планы о выступлениях с этой программой на других российских площадках?
- Очень хочется продолжения выступлений в России и именно таким составом – россияне и дончане. Нам есть что сказать, об этом нужно говорить. Общество в России тоже сейчас переживает большие изменения и нужно говорить о переживаниях людей в экстремальных условиях, в ситуации,когда нужно оставаться человеком, когда идет поиск справедливости, когда не должна оставлять вера, когда нужно продолжать надеяться несмотря ни на что, когда необходимо поддерживать друг друга. В этой программе заложено всё. Эта программа направлена на то чтобы разбудить спящих, на выздоровление общества.
Беседовала Марина Ульянова, сотрудник редакторского отдела Донецкой государственной академической филармонии