5 подписчиков

Царские сны

Царские сны. То, чему меня научила Библия. Часть 16.

Чем отличаются отношения мужа и жены от отношений брата и сестры, если брат взял замуж сестру? Муж и жена, сочетанные Господом, это одно, один человек, едина плоть и душа. Брат и сестра - два человека. Авраам и Сарра, как сводные брат и сестра, дети одного отца от разных матерей, и, согласно Библии, это более низкий уровень духовного родства, чем муж и жена, несмотря на то, что брат и сестра таковыми являются с момента зачатия, а в брачные отношения люди вступают на много лет позже. Моисей в 20-й главе Книги Бытия описывает временное вынужденное совместное проживание Авраама, Сарры и Авимелеха, царя Герарского. Когда они встретились Аврааму было сто лет, беременной Сарре - девяносто. Авраам побоялся, что его убьют для того, чтобы Авимелех мог беспрепятственно забрать его 90-то летнюю старуху себе в жёны… Бред? Очень похоже, однако, в то время, когда фараон, было дело, тоже захотел Сару сделать своей женой, ей было по нашим современным меркам тоже не мало лет, примерно 65 с гаком. Значит в глазах Авраама Сарра и в 90 лет была всеми желанная красавица. Но раз она была вожделенной Авимелеху, самому царю, то она была таковой и в его глазах. Быть в 90 лет вожделенной для восточного царя, которого ублажали лучшие женщины его царства?! Я в своей жизни в Ленинграде был немного знаком с женщиной, которой было по паспорту слегка за 63 года, и в которую был влюблён мой знакомый аспирант 23 лет от роду, белокурый, синеглазый, почти двухметровый, причём, что характерно, довольно умный барнаулец. Мы как-то раз вместе загорали, и я скажу, что дама была действительно молода и телом, и голосом, и глазами, и душой. Она подшучивала над собой говоря, что в ближайшую субботу ей 101 год будет. Более такого я не встречал. Про пластическую хирургию мы тогда в 1983 году не слыхали. Возраст женщины обычно всё таки виден по тусклому выцветанию глаз. Но не случае с Саррой, её очи излучали такой манящий свет, что противиться искушению было без помощи Божией невозможно. Имя Авраам означает - отец множества народов. Авимелех - отец мой царь. Сарра же - просто госпожа… всех отцов и царей. Скромно и со вкусом. Сам Бог рекомендовал Аврааму слушать голос Сарры. "Бог сказал Аврааму: во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее" - такова сила этой женщины. Женщины от Бога. Трудно стать и потом быть отцом множества народов и первым евреем одновременно. Слово «еврей» в те времена означало «человек с другого берега». Иными словами «человек, противостоящий всему миру» (он – на своём берегу реки, весь остальной мир – на другом, противоположном). И так один против всех, да ещё и праведник среди нечисти, как белая ворона, как бельмо на глазу, так тут тебе ещё и Сарра раскрасавица, из-за которой всё норовят тебя прибить в первую очередь… - вот и спасайся как можешь. Одно спасение – заключённый с Богом завет.

Вот как описывает Моисей то, что произошло между Богом, Авраамом, Саррой и Авимелехом, который и есть царь Герарский.

«Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гераре. И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. [Ибо он боялся сказать, что это жена его, чтобы жители города того не убили его за нее.] И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру. И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа. Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели Ты погубишь [не знавший сего] и невинный народ? Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих. И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней; теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои. И встал Авимелех утром рано, и призвал всех рабов своих, и пересказал все слова сии в уши их; и люди сии [все] весьма испугались. И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что ты с нами сделал? чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают. И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду, когда делал это дело? Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою; да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою; когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой. И взял Авимелех [серебра тысячу сиклей и] мелкого и крупного скота, и рабов и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру, жену его. И сказал Авимелех [Аврааму]: вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно. И Сарре сказал: вот, я дал брату твоему тысячу сиклей серебра; вот, это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оправдана. И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать; ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову».

За что Авимелех устроил Аврааму аттракцион невиданной щедрости в придачу к возврату нетронутой жены? За то, что они подвергли его и всех его подданных риску преждевременной смерти? – Вряд ли, за такое благодарят иначе. Испугался того, что Авраам пророк, благословленный Самим Богом, и Бог охраняет его брак с Саррой лично? – Скорее всего, так Авимелех хотел отблагодарить и угодить Богу, за то, что Владыка пришёл к нему во сне и рассказал ту часть правды, которую от него утаили заговорщики Авраам и Сарра. Не к каждому царю приходит ночью Бог поговорить и предложить вариант продления жизни. Это был поистине царский сон, который Бог подарил Авимелеху за простоту сердца и чистоту рук. Хочешь жить подольше – не усложняй, соблюдай простоту в сердце, держи руки чистыми, пей из своего колодца, очищай тело и душу исповедью, то есть разговором с Богом, пусть даже и во сне – и… будет тебе счастье исцеления по молитве праведника. Есть за что благодарить, право слово. А также царь хотел угодить Аврааму, чтобы он хорошо, а не кабы как, помолился Богу о нём, ибо его сильно интересовал результат молитвы. Бог Авимелеха, также как и Адама в своё время, поставил перед выбором: возвратишь чужую жену не вкушая её для познания - будешь жить, а если вкусишь, познаешь и не возвратишь – все твои умрут вместе с тобой. Адам с Евой сделали дерзкий выбор в пользу познания ценою обретения смерти, а к Авимелеху своевременно пришёл страх Божий и он выбрал жизнь.

Зачем Авраам и Сарра, будучи в браке, везде, во всех местах, где им доводилось по воле Божией бывать, утаивали этот факт от людей, которые их принимали, как странников, не зная их, и давали им возможность жить на их земле? Боялись, что Авраама убьют, чтобы взять Сарру в жёны? Но ведь «Авраам поверил Богу и Бог вменил ему это в праведность» и уже даже заключил с Авраамом завет Свой о том, что Аврааму предназначено стать Отцом множества народов, что делает Сарру матерью того же множества. У Бога никакое слово не говорится зря, любое слово исполняется так, как сказано. Утаив факт своего брака, они всё равно всецело полагались на волю Божию. Получается, что Бог таким специфическим образом испытывал тех людей, которые принимали Авраама и Сарру как странников и пришельцев.

Моисей пишет, что за Сарру, жену Авраамову, Господь заключил всякое чрево в доме Авимелеха. Какой вред был причинён Сарре в доме Авимелеха? – Никакого. Но Христос говорит, что Господь судит намерения: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Я и мои друзья с приятелями воспитаны были в безбожии, и мы действительно смотрели на красоток с вожделением и решительно не понимали тех, кто смотрит иначе, полагая их, как минимум неполноценными, а то и того хужее…, причём в самом плохом смысле этого слова. Запрет на смотрение с вожделением означает - не желать. Опять же выбор: или смотри и греши, или греши не глядя, ибо «нет праведного ни одного». Про себя могу сказать, что я со временем научился худо-бедно управлять собой, но смотреть без вожделения на манящее и зовущее до сих пор толком не научился. Всему своё время. Есть такой вид женской красоты, когда гармония образа женщины не вызывает вожделения познать её, как жену. Например, для меня это «Мадонна Рафаэлева», или Мона Лиза, или девушка, олицетворяющая силу красоты в рекламном ролике Газпрома про Силу Сибири. Они все по своему прекрасны, но вожделения у меня лично не вызывают. За других не знаю. Но, во-первых, такие образы в жизни величайшая редкость, а во-вторых - это любование без вожделения от меня не зависит и мне не нужно прилагать никаких усилий, чтобы побороть то, чего нет. Этому нужно учиться - любоваться и любить без вожделения тех, кто его явно вызывает. Любить без вожделения – это как безалкогольное вино или обезжиренные сливки. «Не хочешь пить? Так и не пей. Без подлинной страсти на разрыв аорты бывает ли кураж и вдохновение? Часто люди ощущают любовь друг к другу, как любовь к клубнике со сливками, по слову Антония митрополита Сурожского. А Священное Писание пытается нас научить подлинной любви, такой как Иисус Христос возлюбил учеников своих, среди которых были и женщины, которые служили Ему имением своим. Итак, вожделение мужа является угодным Богу только в случае его направленности на свою жену, для того, чтобы двое стали одной плотью, как один человек. Всё остальное – прелюбодеяние, а за него, как сказал Бог царю Геррарскому – «вот, ты умрёшь». Бог поставил ультиматум Авимелеху: « а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои». Можно подумать, что есть иные варианты непременно не умереть?! Мы все в своё время непременно умрём, а уж с учётом грехов моих мне известных и осознанных мною в виде таковых я в этом ни секунды не сомневаюсь. А сколько их ещё не осознанных?! Я вас умоляю. Но уж если попустил Господь взять чужую жену и удержал от греха перед Ним, не дозволив прикоснуться к ней, то лучше, конечно, возвратить её мужу от греха подальше, а то непременно помирать придётся, причём не только самому, но со всеми домочадцами. Отвечать за грехи царя приходится не только царю самому, но и всем его подданым. Бог Сам говорит, что Он удержал Авимелеха от греха перед Ним. Значит Бог может удержать человека от греха, и кое-кого кое-когда от кое-каких грехов очень избирательно даже удерживает, но никого не удерживает совсем, ибо нет безгрешных никого. Бог не контролирует каждый миг каждое биение всякой мысли мысль, каждое намерение и каждый шаг. Он – путь. Направление. Вектор. Авимелех на прощание дарит Сарре покрывало, чтобы она очами своими и иными красотами своего недостаточно покрытого тела более не искушала гостеприимных хозяев, которые давали приют и оказывали приятие ей и её брату, ставшему её тайным для многих мужем.

Вероятно, Бог для зачатия, вынашивания, рождения и грудного вскармливания сына вернул Сарре на время молодость, красоту и женскую силу. Впрочем, Аврааму тоже нужна была на то же время мужская сила для принятия необходимого и достаточного участия в этом промысле Божием. До зачатия Исааком и Сарра, и Авраам оценивали себя стариками и считали, что без Божьей помощи они сами уже не способны к размножению. Авраам прожил 175 лет, Сарра - 127. То есть Исааку в момент смерти матери было 37 лет, а Аврааму 137. После смерти Сарры Авраам взял себе ещё жену по имени Хеттура и она ему родила шестерых сыновей, про количество дочерей Моисей не сообщает. Да были ж ещё и наложницы, как же и куда же без них то в самом деле!? Никак и никуда.

Всё самое лучшее, значимое и интересное начинается у достойных и праведных мужей после ста, а у их жён после девяноста. Это радует, я конечно не праведник, но сам факт потенциальной возможности вдохновляет и сердце веселит… А что?! А вдруг…

Когда муж и жена часто общаются с Богом их способности и возможности к размножению мало зависят от возраста... Духовная молодость перерастает в зрелость и не превращается в дряхлую старость... Неважно сколько тебе лет, около 13, как деве Марии, или 90, как Сарре, подлинная и истинная жизнь начинается после встречи с Богом, с того времени, когда человек исповедовал Господа и Божественный Свет освятил его жизнь, которая обрела смысл и цель. Перефразируя известную поговорку о том, что «день проведённый на рыбалке в зачёт жизни не идёт» можно смело утверждать, что день, проведённый тобой с Богом, у Бога в зачёт срока твоей жизни не идёт и смерть к тебе не приближает. Старость плоти и крови отступает перед силой молодого животворящего Духа Божия и не мешает животворить.

Добрую старость и смерть в мире («а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй»), как у Авраама, нужно у Бога заслужить... Добрая старость возможна только в случае, если ты не только сподобился творчески поплодиться всласть, но и размножиться так, чтобы вырастить хороших детей и внуков, и суметь выстроить с ними и сохранить до своей смерти добрые отношения почитания с одной стороны и благословления с другой. Отход к отцам своим в мире - это когда ты поприветствовал, благословил и встретил свою первую смерть с молитвой, и был погребен всеми твоими детьми, среди которых после твоей смерти остаются мир, согласие и любовь без споров о первенстве и дележе наследства. Ты умер, а миру оставил мир.

Зачем Авраам после смерти Сарры ещё взял себе жену Хеттуру? Потому, что Бог говорит: «не хорошо быть человеку одному». А отцу множества народов одиночество так и вовсе не к лицу. В Библейской энциклопедии Брокгауза записано, что имя Хеттура (евр. Кетура) переводится на русский как «окутанная благовонием». Окутанная благовонием жена - это образ и сущность доброй, мудрой, спокойной и благоприятной старости Авраама, благоуханная награда от Бога за его уверенную добровольную поступь веры. Созвучие «Окутанная благовонием» у меня вызывает ассоциации с чем-то комфортным, уютным, теплым, мягким, нежным, с томной неспешной нескончаемой негой, с упоительным послевкусием блаженства истинной радости творческой жизни. Если конечным результатом такой старости станет окутанная благовонием смерть, то о чём ещё можно мечтать? Бог не обещает праведнику беззаботной жизни, но обещает отход к отцам в мире. В мире с прощающимися и в мире со встречающими. Мир всем. Миру – мир. Аминь.