151 подписчик

Зачем читать художественные книги?

Этот вопрос часто ставит людей в тупик. Ведь чтение исторических, философских, политических, психологических (не говоря уже о строгой технической литературе) - относительно быстро втекает в высокую ощутимость, в осязаемое знание. Художественный вымысел не имеет такой осязаемой сцепки с реальностью, мы не можем отнести его к какой- либо науке, дабы категоризировать полученные знания и легко встроить в себя. Спрашивая поисковую строку, "зачем нужна худ. литература" она выдаёт такой ответ: "Художественная литература учит понимать окружающих, сочувствовать и сострадать. Она активизирует воображение и обогащает словарный запас. Ценители художественной литературы мыслят шире, открыты новому опыту и подходят к решению проблем творчески. А главное — они более уравновешены и крепче спят".

Устраивает ли вас этот ответ? Меня не особо. По крайней мере, этот ответ не перекрывает описание пользы чтения, например гуманитарных наук. Давайте попробуем уточнить это определение.

В основном, в художественной литературе, мы видим персонажей, наполненных теми или иными смыслами, установками и направлениями. Их отношения (к другому или к миру в целом). В литературе научной (нон-фикшн) мы вникаем в понятия, которые так или иначе утвердились здесь, в реальности. Чем более академическая литература, тем более эти понятия сухие, не имеющие и толики авторской эмоции, иногда даже ощущается некая твёрдая “мёртвенность” материала, потому что он просто есть, просто где-то лежит и не двигается (что не исключает его пользы). А это важная отличительная черта, из которой следует: чем дальше от сухого, “мёртвого” материала, тем больше появляется текучести, подвижности, витальности и изменений.
Художественная литература расплавляет эти твёрдотелые понятия и создаёт из них жидкий, живой мир. Миры, где люди меняются, оперируя каплями тех твёрдых знаний, становятся, разрушая, откуда не возьмись появившуюся суховатость, умирают, возвращаясь в общий мировой океан и рождаются, морским прибоем подтачивая даже самые неотёсанные камни. В этом состоит жизнь. Она – это вода. Поэтому-то, некоторые, читая научную литературу, иногда говорят: “
одна вода” - т.е. человек не сделал свои понятия твёрдыми, не обжог их в гончарной мастерской, а написал что-то о своей меняющейся жизни, полной стремления и бегства.

Этот вопрос часто ставит людей в тупик.


Так зачем же людям нужны такие “мокрые” книги?
Вдыхать жизнь (может даже просто мысленную), если ваши движения начинают сковываться и задыхаться, как у Фауста. Увлажнять себя.
Обретать понимание, что мы отличны, отделены друг от друга (бывает даже противоположны), но мы есть и одно, из одной субстанции вышли и в одну возвратимся.
Видеть, как искусственно (т.е. текуче) собранная модель (персонажа, мира), владеет концептами и идеями, как они сталкиваются внутри неё и снаружи с другими. Этим в
идением и происходит познание процесса втекания/вытекания, им происходит перенимание необходимых текучих качеств, вливание их в своё реальное целое, целое, которое пытается охватить выглядывающий в тексте идеальный образ или смысл, вылившийся на момент в одно у автора книги.
Вот, именно поэтому.

Этот вопрос часто ставит людей в тупик.-2