#Нижневартовск (#ХМАО), в отличие от многих других нефтеградов, возник не на пустом месте, а близ старого села, к момунту открытия Самотлора уже 3 года как райцентра. Но дальше начался буквально взрывной рост, за 7 лет (к 1972-му) посёлок нефтяников вымахал в город, и население его в первые 20 лет удваивалось в среднем за три года, к моменту распада СССР достигнув 240 тысяч жителей.
И первым впечатлением от Нижневартовска может быть дежавю: если Надым и Новый Уренгой строили ленинградцы (вот интересно, севернее какой широты никто кроме них не строил?), за Ноябрьск отвечала Украина, а за Когалым — экзотические Эстония и Азербайджан, то Нижневартовск среди болот строила Москва. И это просто видно — московские серии домов, московский трафик на дорогах: ни дать ни взять район Нижневартово, и даже где тут станция метро "Нижневартовская", понимаешь довольно быстро.
На самом деле Нижневартовск — едва ли не самый унылый из городов сопоставимого масштаба. Один блогер обозвал его "гипертрофированным ПГТ" — не живой город, а бескрайний массив почти одинаковых номерных микрорайонов, где каждый вид так и вопиет об искусственности и узкоспециализированности. Хотя размеры и зажиточность всё-таки берут своё — столь характерной для нефтеградов атмосферы "мы работаем-работаем-работаем!" тут нет, люди беззаботнее и разнообразнее. Особенно летом, когда из столиц возвращаются многочисленные студенты.
У всего этого Чертаново-на-Оби был свой создатель, и сколько бы не иронизировать о нижневартовской архитектуре, на самом деле в тех условиях — среди болот да с ростом населения на десятки тысяч человек ежегодно — построить город лучше было невозможно. В мировой практике столь быстрый рост обычно заканчивается трущобами, на борьбу с которыми уходят ещё десятилетия.
(с) Илья Буяновский