Найти тему
КВАRТАЛ МАЛЕВИЧА

Импрессионизм. Действующие лица.

Анри Фантен-Латур "Мастерская в квартале Батиньоль" (1870)
Анри Фантен-Латур "Мастерская в квартале Батиньоль" (1870)

Добро пожаловать в «КВARTАЛ МАЛЕВИЧА» на территорию любви к искусству. На своем канале я старюсь просто и надеюсь интересно рассказывать о развитии современного искусства. Акцент в повествовании делаю именно на идеи, которые стоят за тем или иным художественным течением или художником, с целью объяснить каким образом эволюционировала художественная мысль Свои статьи я пишу в хронологическом порядке от импрессионизма до всех форм современного искусства.

В «Импрессионизм. Пролог» и «Мане. Поле битвы Салон» я писал о событиях и людях, которые в Париже второй половины девятнадцатого века приводят художественное сообщество к поискам нового направления в живописи – импрессионизма. В данной статье я расскажу о группе художников, которые собравшись вместе окончательно свергли классический подход в искусстве и навсегда его изменили. Позже я напишу о каждом из них подробнее и рассмотрю вклад каждого в отдельности, потому как индивидуальность каждого из них вместе с желанием изменить мир и делают их настоящими рок-звездами 19-го века.

Итак, одним обычным парижским утром в кафе «Гербуа» по адресу Гранд рю де Батиньоль, дом 8 (сейчас улица переименована), собираются вместе художники так называемой «Батиньольской группы». Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Поль Сезанн и единственная женщина в этой компании Берта Моризо. Очень разношерстная команда, объединённая благодаря лидерским качествам Эдуарда Мане и ненависти к правилам, навязанным всему художественному миру Франции парижской Академией изящных искусств.

Эдуард Мане конечно же был идейным вдохновителем этих молодых людей. Он стал захаживать в «Гербуа» вскоре после своего возвращения из Испании. Его студия располагалась недалеко отсюда (на улице Санкт-Петербург). «Батиньольцы» регулярно проводят тут свои встречи. Годами они обменивались идеями и проводили неформальные собрания, на которых царила достаточно свободная атмосфера и даже сам Мане несмотря на признанный всеми авторитет часто подвергался критике со стороны товарищей. Эдуард всегда говорил, что его сражение с Академией должно проходить в рамках официальных выставок. Его картины не раз вызывали шквал критики со стороны жюри Салона и журналистов за нарушение всех канонов живописи. И всё-таки он не сдавался и продолжал посылать туда свои работы. Поэтому он не очень одобрял решение остальных членов группы создать «Анонимное товарищество артистов, живописцев, художников, скульпторов, графиков и проч.» и провести альтернативную Салону выставку.

Но Мане мог позволить себе продолжение «битвы с Салоном» даже не имея финансовой выгоды от своего творчества, к тому же он уже был в достаточной степени знаменитым. Большинству же остальных художников, которые желали трудится в «андеграунде» неприятие со стороны жюри Салона и критиков сулило разорение, отсутствие постоянного дохода и безызвестность. Забегая наперед стоит отметить что Мане никогда не выставлялся на «импрессионистических выставках» и не является основателем этого направления.

А вот кто был одним из главных организаторов новой выставки так это Клод Моне, давний друг Эдуарда Мане. Нельзя не написать тут о сходстве их фамилий. Когда критики на «Салоне отверженных» разнесли «Олимпию» Эдуарда, они же и отметили его в лучшую сторону за недурственные морские пейзажи (марины). Однако Мане никаких морских пейзажей не делал и был в бешенстве, узнав что речь идет о картинах Клода Моне. Тогда он решил, что кто-то намеренно назвался Моне изменив одну букву в его собственной фамилии, чтобы таким образом привлечь к себе внимание. Тогда он и представить себе не мог что через несколько лет их с Клодом свяжет крепчайшая дружба. В общем-то можно только гадать сколько шуток по этому поводу было в их компании.

Начинал Клод карикатуристом в Гавре, но после встречи с Эженом Буденом (уже состоявшимся на тот момент художником), который стал его первым учителем, изменился и занялся пейзажами. Именно Буден приучил Моне работать на пленэре. Позже у голландца Яна Бартольда Йонгкиндома (его следующий учитель) он закрепил свою любовь к такой работе. А всеми своими предпочтениями и свежими идеями он поделился позже с друзьями, которых нашел в школе искусств и в парижских кафе. Вместе с Камилем Писсарро, Пьер-Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Полем Сезанном они вместе отправились по этому пути.

Клод Моне "Лягушатник" (1869)
Клод Моне "Лягушатник" (1869)

В 1869 году они с Писсарро работали вместе в предместье Парижа. Позднее он работает совместно с Ренуаром, запечатлев в совместной работе отдыхающих буржуа в знаменитом «Лягушатнике» (кафе на воде на берегу Сены). Написав две картины, практически с одного ракурса они так их и назвали «Лягушатник». Изначально Моне полагал, что это будет эскизом для большого полотна. Но эскиз эскизу рознь. Его картина идеально демонстрирует ранний импрессионизм: быстрые мазки, яркие краски, современный сюжет. То же можно сказать и о картине Ренуара.

Мэллорд Уильяма Тернер «Дождь, пар и скорость» (1844)
Мэллорд Уильяма Тернер «Дождь, пар и скорость» (1844)

В 1871 году Моне жил в Лондоне. Там он познакомился с работами местных мастеров и особенно интересной ему показалась работа Мэллорда Уильяма Тернера (очень легко запомнить любителям «Пиратов карибского моря»). Его работа «Дождь, пар и скорость» (1844) была настоящим модерном для того времени. Все очертания растворялись в золотистом паре, а изображение паровоза едва различимо. Другие работы художника тоже привлекали Моне. Он вдохновляется смогом и туманом, которые потом будет воспроизводить в своих работах.

Нельзя сказать что влияние Моне на формирование импрессионистического стиля было ключевым, но несомненно он был одной из самых главных фигур. Он не только вдохновлял других своими находками, но и был очень деятельным человеком, который давал хороший толчок всем окружающим.

Пьер-Огюст Ренуар "Бал в Мулен де ла Галетт" (1876)
Пьер-Огюст Ренуар "Бал в Мулен де ла Галетт" (1876)

Пьер-Огюст Ренуар один из самых полюбившихся парижской знати импрессионистов. Подавляющее большинство его работ очень идеализированы и наполнены позитивом. Такие работы во все времена с большим желанием покупали «для себя». В литературе Ренуара описывают, как и его картины, не унывающим и оптимистичным. Он, как и Мане с Моне, хотел писать современность и окружающую его жизнь. При этом именно он является одной из «визитных карточек» импрессионизма для многих людей (лично моё мнение). Его картины вы наверняка встречаете очень часто, даже если не замечаете этого. На витринах, кружках, ковриках для компьютерных мышей, его репродукции часто висят в ресторанах или кафе. С Моне, Сислеем и Писсаро он познакомился еще в период своего обучения в парижской Школе изящных искусств.

Пьер-Огюст Ренуар "Лягушатник" (1869)
Пьер-Огюст Ренуар "Лягушатник" (1869)

«Лягушатник» Ренуара, как и остальные его работы выделяет то что он делает акцент на людях: на их позах, костюмах и занятиях. В отличие от Моне, которого больше интересует игра света, а люди лишь фон.

Камиль Писсарро, как и остальные был недоволен диктатом Академии и Парижского Салона и успеха в официальных выставках не снискал. Согласившись с идеей своих товарищей о важности изображения современности, он также становится одним из главных творцов нового направления. В некоторых источниках говорится о выдающихся организаторских способностях Камиля, которые во многом способствовали сплочению «Батиньольской группы».

Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр в Париже» (1897)
Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр в Париже» (1897)

По большей части самые знаменитые работы Камиля это пейзажи. Его картины идеализируют городскую жизнь и сильно повлияли на романтичный образ Парижа по всему миру. Яркий пример его работы «Бульвар Монмартр в Париже» (1897). При этом очень много внимания художник уделяет и сельской жизни. Искусствовед-современник Арманд Сильвестр называл его «самым настоящим импрессионистом». Хотя, будучи исконным импрессионистом он сделал свой вклад и в неоимпрессионизм (течение, которое появится позже), а точнее в такое стилистическое направление как пуантилизм.

Эдгар Дега, как и Мане мог не бояться голодной смерти и жизни в нищете потому как родился и рос в очень обеспеченной семье. Они вполне даже могли бы и пересечься где-нибудь «по работе» потому как обоим родители готовили карьеру в юриспруденции. Хотя они собственно и так пересеклись (видимо судьба) в 1861 году и с тех пор и до самой смерти Мане их связывала крепкая дружба. Кстати, фамилию «Дега» Эдгар взял изменив свою родную «де Га», чтобы она звучала менее аристократично (приставка «де» во французских фамилиях признак высокого происхождения семьи)

Очень обаятельный, хорошо воспитанный и острый на язык (с очень своеобразным саркастическим и циничным юмором, в духе главных героев таких сериалов как «Шерлок», «Доктор Хаус» и т.п.) Дега обладал большим авторитетом и уважением со стороны окружающих.

Главной особенностью работ Дега было движение. Именно ему он уделял пристальнейшее внимание. В отличие от остальных импрессионистов он не желал работать на природе или на улице с пленэром. Он наоборот работал в студии и в мельчайших подробностях и нюансах фиксировал то как выглядят его модели двигаясь. Если это балерины – то они танцуют, если лошади – то скачут, если купальщица – то она обязательно выходит из ванны, а не сидит в ней и не стоит рядом, а если это прогуливающиеся по улицам буржуа, то и их прогулка будет запечатлена в самой динамичной позе.

Эдгар Дега «Танцевальный класс» (1874)
Эдгар Дега «Танцевальный класс» (1874)

На «первой импрессионистической» выставке Дега представит «Танцевальный класс» (1874). Очень реалистичная работа для тех, кто присутствовал на уроках танцев. Юные танцовщицы стоят вдоль класса и делают растяжку (хотя есть и те кто откровенно скучает и почесывается), а старый учитель, опираясь на трость, что-то им объясняет. Дега пренебрег классическому подходу и «обрезал» изображение по краям и построил композицию по диагонали из левого нижнего угла к верхнему правому. Эти приемы он перенял из японских гравюр (которыми вдохновлялись и Мане с Моне в своих работах). Хотя и развивающаяся в то время фотография также влияет на его работы.

Альфред Сислей импрессионист с одной из самых грустных историй. Родился во Франции, но имел английские корни. Он, ещё обучаясь в мастерской Глейера, знакомится с Моне и Ренуаром и в совместных с ними поездках и выходе на пленэр находит свой стиль. Но в отличии от других импрессионистов он не будет заниматься новыми изысканиями и экспериментами, а будет продолжать работать в однажды выбранном направлении, которое не найдёт отклика в сердцах зрителей.

Альфред Сислей «Наводнение в Пор-Марли» (1876)
Альфред Сислей «Наводнение в Пор-Марли» (1876)

Будучи рожденным в богатой семье изначально не нуждался в коммерческом успехе своих работ и творил без оглядки на деньги. Но после свадьбы с цветочницей Эжени Лекуэзек вызывает гнев отца и лишается его покровительства. Всю оставшуюся жизнь он живет в стеснённых условиях снимая дома всё дальше и дальше от Парижа. А первая первой коммерчески успешной картиной станет «Наводнение в Пор-Марли» (1876), которая будет продана за 43 тысячи франков... но уже только через год после смерти художника, который так и не получит признания при жизни.

Его картины это сплошь пейзажи в которые хотя бы краешком, но обязательно залезет дом. Причём это очень редко именно городские пейзажи, как например у Писсарро. Обычно это городки, которые располагались на окраинах Парижа, в которых Альфред с семьёй проводят большую часть своей жизни.

Эдуард Мане "Берта Моризо с букетом фиалок"  (1872)
Эдуард Мане "Берта Моризо с букетом фиалок" (1872)

А вот Берта Моризо шла на своём пути не только против Академии, но и против сложившихся стереотипов, что женщина не может быть талантлива. Хотя ей крупно повезло, что её семья всесторонне поддерживала выбор стать художницей. В роду у Моризо был Жан-Оноре Фрагонар – известный французский живописец и график, поэтому родня всячески поощряла увлечение своих дочерей живописью и даже устроила дома мастерскую. У сестры - Эдмы Моризо, также проявились хорошие способности к рисунку, но женитьба с морским офицером и семейная жизнь не позволили развить её талант. Берта же, зная тоску сестры по живописи (хоть та и была счастлива в браке) и имея непреклонное желание заниматься рисунком профессионально, очень долго отказывалась выходить замуж. И всё же в 33 года свадьба случается, а её избранником стал брат Эдуарда Мане Эжен. Он стал самым верным поклонником её творчества, во всём поддерживал свою жену и даже вызвал на дуэль одного из критиков, который позволил себе слишком резкие высказывания в адрес Берты.

Берта Моризо "Эжен Мане с дочерью в Бужевале" (1881)
Берта Моризо "Эжен Мане с дочерью в Бужевале" (1881)

В своём творчестве она уделяла очень большое внимание женщине, её быту, материнству. Её работы, мне лично, кажутся близкими работам Ренуара своим позитивом. И, наверное, могли также заслужить коммерческого успеха ещё при её жизни, но пуританские нравы того времени не позволили ей получить этого признания только из-за того что она женщина.

Поль Сезанн "Автопортрет" (1880)
Поль Сезанн "Автопортрет" (1880)

Особняком от остальных импрессионистов стоит Поль Сезанн (хотя и его отец видел своего сына юристом и не одобрял стремления к рисованию). Современники называли его «отшельником из Экса». Такое прозвище он получил за то что променял шумный Париж на уединение в своём родном доме в родном городе. По натуре он был нелюдим и неразговорчивым. Обучаясь в колледже, делал успехи в математике и других науках и всегда был примером для других. Рисование, кстати, тоже преподавали ему во время обучения, но тогда он не проявил к нему особого интереса. Интерес и осознание своего призвания пришли позже. В одной из драк во время учебы Поль заступился за Эмиля Золя (очень значимый французский писатель). Они после этого долгое время будет поддерживать самые теплые отношения, пока Сезанн не узнает в одном из произведений писателя себя и не рассорится с Эмилем из-за этого.

В «банду Мане» его привел Камиль Писсарро, который уже долгое время признавал, что за Полем стоит будущее искусства и что он совершит настоящую революцию. Помимо того что он с самого начала выставлялся со всеми остальными батиньольцами, влияние его идей распространяется на несколько последующих поколений художников и направлений в живописи. Именно он станет первым шагом на пути формирования кубизма, начав изображать предметы под несколькими углами в рамках одной картины.

Поль Сезанн "Натюрморт с вишнями и персиками" (1883-1887)
Поль Сезанн "Натюрморт с вишнями и персиками" (1883-1887)

И вот все эти талантливые художники собрались вместе в «Гербуа» чтобы пожелать друг другу удачи. На следующий день 15 апреля 1874 года, открывалась выставка, которая должна была изменить всё. Там будет представлено множество работ, не только тех о ком я сейчас написал. Вместе художники согласовали правила, что никакого жюри не будет и что участвовать могут те, кто заплатит взнос и представит свои работы. Выставка будет иметь название товарищества и проводится специально перед ежегодным Салоном, чтобы её не путали с «Салоном отверженных».

Теперь же, когда основные действующие лица представлены, можно рассмотреть то как развивались события в ходе выставок импрессионистов и после них, оценить ключевые полотна и поговорить о тех людях, которые не являясь художниками тем не менее внесли неоценимый вклад в историю живописи. И именно об этом следующая статья.