Найти тему
Виталий Минутко

Работа со стереотипиями ( по материалам А. Трофимова )

Оглавление

Стереотипия

Частое повторение одних и тех же (обычно бесцельных) движений, жестов, поз, звуков или слов. Поведение определяется как стереотипия, если имеются следующие проявления: повторение, ригидность (негибкость), неизменность и неуместность (по оценке окружающих).

Распространенными примерами стереотипий являются взмахи руками,

раскачивание из стороны в сторону, вращение предметов, эхолалии.

  1. Описываем стереотипии, которые наблюдаем (например, трясет ручками, сжимается и так далее)
  2. Замеряем, в каком количестве проявляется .Измерение можно осуществлять во временных интервалах (например, 20-ти или 10-ти минутных). Если был хотя бы один эпизод изучаемого поведения в этот временной промежуток - отмечаем этот интервал. Получаем объем интервалов, в которых поведение имело место быть в процентном соотношении к общему количеству интервалов. Эта фиксация нужна, чтобы применяя стратегии, изменяя разные компоненты ситуации (режим дня, например) мы могли видеть их влияние на уменьшение стереотипий.

Стереотипии как принято считать создают для ребенка предсказуемую комфортную ситуации, в отличии от других ситуаций, например общения, где все по большей части быстро, изменчиво , непредсказуемо, но существует множество других факторов которые могут усиливать такое поведение( социальных, биологических и др.)

Если говорить о поведении маленького ребенка, можно видеть, что мы всегда следим за тем, что ребенок ест, когда ему спать, когда он перевозбудился от чего-то, не предлагаем ему каких-то ярких передач и, если мы куда-то ездили, то можем добавить ему сна.

По мере взросления в норме ребенок начинает регулировать себя сам, чего не происходит с детьми с аутизмом. Многие формы развития остаются как в раннем детстве, поэтому важно наблюдать и контролировать эмоциональную нагрузку ребенка с аутизмом.

Мы можем, наблюдая с нагрузкой ребенка на протяжении дня, улавливать и отмечать моменты, которые увеличивают или уменьшают количество стереотипий. Так мы можем регулировать его поведение. К примеру, даем ребенку покататься на качелях ребенку 15 минут и ставим на это время таймер. После срабатывания таймера просим его слезть и пойти с нами и, видим, что он слазит спокойно и идет. Но если он покатался уже 40 минут, то после нам уже тяжело управлять его поведением и он начинает плакать и видно что ему тяжело. Тоже самое происходит и с обычными детьми, только с нашими детьми это может быть в разы выраженнее.

Приёмы, позволяющие уменьшать стереотипии

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ

Стереотипию прерывают и предлагают ребенку другую, не вызывающую у него негативизм деятельности. Например, ребенок качается, а его мягко останавливают и уводят играть с машинкой. Если отмечаются речевые стереотипии, можно вместо высказываний или когда ребенок говорит на свои отвлеченные темы, не касающийся текущего взаимодействия, задавать вопросы или давать такие задания, которые его займут и переключат. Таким образом мы помогаем ему включится в текущую деятельность.

ЗАМЕЩЕНИЕ

Основной принцип - замена стереотипом близким по характеру действий или деятельности, но более социально приемлемым. Например, раскачивание можно заменить качелями, а вместо прыжков предложить батут. Когда мы предлагаем замещение - мы ограничиваем время и условие. Использовать таймер в телефоне сейчас очень просто.

ТРАНСФОРМАЦИЯ

Когда мы меняем смысл действия и модифицируем его. Например, ребенок выстраивает ряды - мы учим его строить из конструктора. Наблюдая за стереотипными интересами ребенка, мы подбираем такие виды деятельностей и активностей, которые бы позволяли ему достигать похожих приятностей для себя, но в другой деятельности.

МЕТОД ПРЕРЫВАНИЯ

Используя этот прием, вы должны быть уверены в том, что это сработает. Пример, ребенок поднимался домой только по лестнице и категорически отказывался от лифта. Семья переехала в квартиру на 9 этаже плюс появился маленький ребенок и, следовательно, коляска. Мама поняла, что по другому просто не получится и она несколько раз специально ездила в лифте, обняв ребенка, уговаривая и укачивая. И если первый раз сопровождался сильным криком, то через некоторое количество раз он стал спокойно заходить в лифт. Мама хвалила и поддерживала ребенка, когда перемены происходили. Также прерывание - это еще и исключение. Если ребенок постоянно требует телевизор, с которым становится труднодоступным, можно на какое-то время отключить телевизор и совсем не использовать этот вид интереса хотя бы на месяц-два.( в принципе желательно чтоб контроль за воспринимаемыми ребенком благами осуществлялся родителем)

НАРАБОТКА ГИБКОСТИ

Это когда мы сами формируем новые виды стереотипного поведения. Например, когда ребенок в игре проигрывает один и тот же сюжет, открывая и закрывая только двери в машинке или только крутит колеса, мы можем добавить какие-то другие элементы в игру - открывать еще и багажник, покрутить руль. Чем больше стереотипов становится в игре, тем каждый из них становится слабее и тем проще потом начать переходить от одного к другому. Это помогает трансформировать поведение в более адаптивное.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Основная коррекционная работа направлена на то, что позволяет ребенку ориентироваться в окружающем мире. Понимая информацию извне, ориентируясь в главном и второстепенном, стереотипных форм поведения становится меньше. А когда ребенок выходит на уровень обучаемости - это еще больше увеличивает наши возможности в помощи и его возможности в организации себя в окружающем мире, в общении с нами и предметами.