«Детство, детство ты куда ушло…?» Точно ушло? Нет, конечно, недаром психологи говорят: «все проблемы из детства». Иной раз добавляют, проблемы создают не сами «дела давно минувших дней», а только лишь воспоминания о них. Именно они оказывают, порой определяющее влияние на поведение, создающее проблемы. С памятью у Сократа было всё в порядке, как и с проблемами по его нелёкой философской жизни.
«Папа, мама я, вместе дружная семья»
В начале лета 469 года до нашей эры, в афинском пригороде Алопеки, в семье скульптора и акушерки родился малыш. Новорожденного назвали «Сохраняющий власть», если без пафоса, то просто Сократ. Папу звали Софрониксом, скульптором он был так себе, скорее – каменотёс, но с неплохим заработком. Мама Фенорета была повитухой, народ активно размножался, акушеский доход был стабильно высок. Это важно.
Жизнь с «золотой ложкой во рту» омрачалась наличием старшего сводного брата. Это проблема (у кого есть старшие братья, те знают). Патрокл, так звали брата Сократа, наверняка подпортил много нервов будущему гению а (может без этого он и гением-то не стал бы?). Как бы то ни было, после рожения сына Софроникс, по традиции сгонял в Дельфы и спросил у оракула: что и как с сыночком?
Ответ был таков: «Пусть сын делает то, что сочтёт благом, отец не должен его к чему-то принуждать и отчего-то удерживать. Ему следует лишь молиться Зевсу и Музам о благополучном исходе дела, отпустив сына на все четыре стороны, предоставив ему возможность проявить свои склонности и влечения. В прочих заботах его сын не нуждается, потому что он уже имеет внутри себя на всю жизнь руководителя, лучшего, нежели тысячи учителей и воспитателей".
Это, наверное, означало: «не доставай отпрыска, так будет лучше». Видимо скульптор прислушался к совету оракула.
Прямой дорогой в философы
Итак, мы знаем: у Сократа не было аристократического происхождения, тем не менее, стартовые позиции мальчугана по тем временам были очень высокими. Оба родителя были гражданами Афин – это большой плюс, очень обеспеченными – ещё плюс. Наш герой начал свой жизненный путь в эпоху Перикла («Золотого века Афин») – это тоже плюс. Кругом «люсы», ну и как тут не станешь великим философом?
Благо, за век до Сократа Великий Солон запретил продажу в рабство греков вообще и граждан Афин в частности. С тех пор, любой афинянин мог заниматься чем угодно, или вообще ничего не делать, без страха быть проданным за долги. Многие стали просто бездельникаи, а все знают: умные бездельники – это философы. Сократ оказался в числе этих последних.
А ведь были шансы стать нормальным
Были, были, но видимо смышлёный мальчик в школе усердия не проявил, гимнастику прогуливал, учителям грубил. Даже писать отказывался, дескать: «не хочу доверять свои мысли бумаге». Наверное, поэтому ему приписывали безграмотность. В общем, в софисты (официальные афинские мудрецы) ему «дорога была заказана». Освоить какую-либо профессию он явно не стремился. Болтался по рынку Афин, балагурил, подначивал добропоядочных граждан и даже мудрецов каверзными вопросами.
Совсем бы никчемным челвеком считался Сократ, если бы не хорошее наследство, доставшееся от родителей. Деньги афиняне уважали, людей с деньгами тоже, чем больше денег, тем больше уважения. Сократ не был кутилой, поэтому денег ему хватило более чем надолго. Малая Пелопонесская война (460-445 гг. до н.э.) со Спартой дала молодцу шанс проявить себя добрым воином. Сократ поучаствовал в нескольких сражениях, «звезд с неба не хватал», но и в трусости замечен не был.
Война не сделала из Сократа добропорядочного гражданина. Пророчество дельфийского оракула оказалось достоверным. Дальше попробуем рассмотреть психолгический портрет Сократа, просто попробем.