Продолжаем знакомить вас с незаслуженно забытыми русскими литераторами XIX столетия.
Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859)
Этого писателя нельзя сказать, чтоб совсем забыли. Но читают его чаще на филфаках университетов. Школьные же его часы обычно отдают другим писателям. И это не совсем справедливо.
Дело в том, что поместье Аксаковых было местом главной литературной тусовки той поры. Также Сергей Тимофеевич был первым в Российской империи театральным критиком. Много лет своей жизни он посвятил развитию российской словесности и ее анализу.
Аксаков часто публиковался под псевдонимами, так как писал рецензии о книгах, выходивших в тех же издательствах, что и его собственные произведения. Свою прозу он задолго до более близких нам по времени писателей-натуралистов (Пришвин, Бианки, Сладков) посвятил природе России, охоте, рыбалке и ловле бабочек. Еще этого литератора можно считать одним из отцов жанра русской автобиографической прозы. Свои блестящие мемуары он писал около 15 лет.
Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817-1903)
Писать художественную прозу этот блестящий аристократ, путешественник и философ начал от скуки в тюрьме. В место заключения он угодил как подозреваемый в деле об убийстве купчихи Луизы Симон-Деманш, которая по слухам была его любовницей. Обвинение с будущего писателя позже сняли (для чего пришлось подключить связи и раздать кучу взяток), истинного убийцу в итоге так и не нашли, зато на свет появился исключительно талантливый драматург.
«Свадьба Кречинского» — самая первая и самая популярная пьеса автора, которая до сих пор широко ставится русским театром. С продолжением этой драматургической трилогии (пьесами «Дело» и «Смерть Тарелкина») возникли проблемы — их долго не пропускала цензура.
Дело в том, что автор бичевал взяточничество, которым русское общество было пронизано снизу доверху. Впрочем, после некоторых изменений трилогия вышла в свет под названием «Картины прошедшего».
Александр Васильевич Дружинин (1824-1864)
Знаменит благодаря имевшей оглушительный успех повести «Полинька Сакс». Причем слава пришла к нему в возрасте всего 23 лет, что по меркам русской словесности делает его практически вундеркиндом. Творил Дружинин в основном в малых формах, романов не оставил. И, возможно, именно это помешало ему войти в школьную программу.
Писатель много занимался переводами. Он одним из первых познакомил русских читателей с творчеством Шекспира и Байрона. В целом он был пионером в освещении и критике зарубежной литературы. Дружинин знаменит своей «теорией чистого искусства»: он говорил о том, что в литературе не должно быть ничего лишнего. Его взгляды поддерживал даже Лев Толстой.
Всеволод Владимирович Крестовский (1840-1895)
Автор настоящего криминального бестселлера «Петербургские трущобы», который живописал жизнь социального «дна» российской столицы.
Писатель углубленно изучал социальную «физиологию» города, устраивал настоящие антропологические экспедиции по трущобам. Однажды ради полного погружения в материал Всеволод Владимирович несколько месяцев в образе бродяги скитался по наиболее злачным местам и притонам столицы.
Крестовский писал о Санкт-Петербурге не как о туристическом месте и Северной Венеции. Он имел смелость обнажать и бичевать его внутренние пороки.
Русские прозаики позапрошлого века (которых вы не найдете в школьной программе). Часть первая
***
Богатство нашей литературы неисчерпаемо и, чем глубже копаешь, тем сильнее удивляешься тому, как много талантливых людей почти совершенно забыты и игнорируются даже когда их тексты появляются на книжных полках.
Спасибо, что добрались до этого места. Если чтение вам понравилось или показалось полезным, то ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Это поможет алгоритмам Яндекса показывать вам больше материалов на близкие темы.