3,5K подписчиков

Повелитель альпийских слонов. Часть I.

Приветствую вас, читатели и подписчики.В сегодняшней статье я решил обсудить личность легендарного карфагенского полководца Ганнибала Барки.

Приветствую вас, читатели и подписчики.В сегодняшней статье я решил обсудить личность легендарного карфагенского полководца Ганнибала Барки.

Думаю, многим он известен хотя бы своими необыкновенными победами над Древнем Римом, наиболее прославленной из которых стала самая кровопролитная битва Классической Римской Республики - катастрофа при Каннах, и смелым "слоновым" походом на Италию. Кто же он, этот загадочный противник Древнего Рима, чье имя называл в списке лучших военачальников мировой истории выдающийся российский полководец А. В. Суворов?

Баркидские наследники.

Бюст Ганнибала Барки. Национальный музей Неаполя.
Бюст Ганнибала Барки. Национальный музей Неаполя.

Будущий герой Второй Пунической войны родился в 247 году до н.э. в семье талантливого полководца и богатого вельможи карфагенянина Гамилькара Барки. В те годы Карфагенская республика считалась сильнейшим государством Средиземноморья, образовав сотни колоний и факторий на берегах Испании и Северной Африки, завоевав Сардинию, Корсику и Сицилию. Карфагенской державой издавна управлял Сенат, а устройство страны всецело напоминало талассократию - политический режим, при котором море в торговле, экономике, науках и даже мировоззрении граждан решает почти все. Жителей Карфагена также называли пунийцами. Их предками были мореплаватели - финникийцы.

На службе Карфагена был и Гамилькар Барка, основатель рода Баркидов. Прозвище Барка переводится как "молния", и не зря, ведь Гамилькар одним из первых полководцев в истории осуществил план "молниеносной войны" в ходе Первой Пунической войны с Римом. Но столичная знать Карфагена, не оценив его трудов, да еще и опасаясь могущества, обиделась на прославившегося Гамилькара, к чему тот был готов. Полководец уезжает куда подальше от корыстолюбивых вельмож, а именно в Испанию, где по поручению карфагенского Сената семь лет - с 236 по 229 гг. до н.э. - расширяет пределы родной страны, завоевывает и колонизирует огромные земли от Гибралтара до приальпийских лесов.

Кстати, Гамилькар считается основателем Барселоны.

Гамилькар Барка
Гамилькар Барка

Гораздо раньше этих событий родился Ганнибал. Имя Ганнибал переводится с греческого как "дар Баала", карфагенского бога, либо можно перевести с финикийского языка, и получится " мой господин ". О его детстве известно донельзя мало. Сообщают, что юного наследника Баркидов отправили обучаться греческому языку у спартанца Зозила, а когда Ганнибалу стало 9 лет, по требованию истового патриота своей Родины - отца - он принес клятву перед алтарем сражаться с Римом до победы или погибнуть. С тех пор фраза "Ганнибалова клятва" стало крылатой. Ганнибал рос невероятно крепким и смышленным парнем, его таланты к самообразованию и военному ремеслу в совокупности с отличной памятью крайне обрадовали отца. Не зная материнской любви, Ганнибал быстро повзрослел, возмужал и к 14 годам уже готов был стать наследником рода Баркидов.

В сложившемся для Баркидов цикле событий казалось, что удача и непременные победы над карафагенской элитой и врагами государства будут длиться вечно. Однако судьба бывает жестока - отец семейства слишком увяз в борьбе со столичными нобилями, потерял могущество и умер в 229 году до н.э. Пришло тяжелое время - Ганнибал с братьями Магоном и Гасдрубалом бежали в шумный и богатый столичный город-миллионник Карфаген, пытаясь найти заработок и прожить подальше от распрей в Испании. Но спустя пять лет молодой Ганнибал с братьями принимает решение вернуться в Испанию, устыдившись собственной трусости . По возвращению его встретил неприятный сюрприз - зять Гамилькара, еще один Гасдрубал, подмял Испанию под себя и безжалостно расправлялся с недовольными. Когда же в 221 году до н. э. карающая длань настигла недалекого правителя, Ганнибал стал, наконец, править отцовским краем.

Повелитель альпийских слонов.

Ганнибалу было 26 лет, когда он унаследовал дело отца - возраст отличный для полководца. Он не командовал войсками, а правил ими - война стала его стихией, он чувствовал в ней себя на месте, а солдаты преданно любили и боготворили молодого военачальника, видя в нем истинного героя Отечества. Римский историк написал о Ганнибале так: " Не было такого труда, при котором он [Ганнибал] уставал бы телом или падал духом. Зной и мороз переносил он с равным терпением; ел и пил для поддержания сил, а не для удовольствия; спал, завернувшись только в воинский плащ, не нуждаясь ни в постели, ни в тишине. Перед опасностью был он смел, в опасности - осмотрителен; первым устремлялся в бой и последним покидал его ".

При сравнении Ганнибала с остальными гениями войны Античности невольно вспоминаешь об их порой бессмысленной жестокости к солдатам, самовлюблённости и самодурстве. В случае с Ганнибалом подобных характеристик дать мы ему не можем, и это существенно меняет его образ. Он был требователен и суров, но не жесток. В его армии царила дисциплина, а не страх, а своих умных советников Ганнибал не убивал от сиюминутной ярости, подобно Александру Македонскому, а дорожил ими.

Ганнибалу исполнилось лишь 29, когда началась его первая война - Вторая Пуническая. Поводов для этой войны были великое множество - спор за богатый испанский город Сагунт, отказ карфагенян выдать римским властям Ганнибала, обвиненного в вероломстве и коварстве, недовольство Карфагена из-за поражения в предыдущей войне, а также чрезвычайно масштабные аппетиты Римской Республики.

Рим направил послов к карфагенскому Сенату. Главу посольства звали Фабий Максим. Подобравши подол тоги, он сказал сенаторам:

- Здесь я несу вам мир или войну. Выбирайте!

Сенаторы предоставили Фабию возможность решить самому. Тогда тот опустил тогу и восклинул:

- Я оставляю вам войну!

В 218 году до н. э. Ганнибал с мифически огромным и разнешерстным войском, состоящим из 50 000 пехотинцев, 9000 кавалеристов и 37 слонов, вышел из Нового Карфагена, захватил Сагунт и двинули на Италию, а по пути вобрал в свою армию союзников-галлов, недовольных деспотическим режимом Рима. Он перешел бурную и широкую реку Родан (ныне Рону) близ Авиньона и со слонами взобрался на крутые обледенелые склоны Альпы. Римляне и подумать не могли, что Ганнибал решится на такой сумасшедший поступок, поведет армию на верную гибель. Однако знаменитый полководец хорошо знал свое дело, а потому был хладнокровен.

Перевал за перевалом, гора за горой, Ганнибалово войско пробиралось на середину Альп. Не имея больше сил и возможности идти дальше, солдаты зароптали, но на эти выступления Ганнибал ответил приказом разрыхлить скалы - разжигать на них пламя, лить туда уксус и срывать лопатами. Когда Ганнибал спускался с Альпийских гор, он подсчитал, что потерял 35 000 своих бойцов. По тем временам такая масса солдат могло запросто составить одну весьма боеспособную армию целого государства, и оставить ее в горах - не преступление ли это? Многие бы на такое не решились, но карфагенянскому военачальнику воли было не занимать. Его крепкая уравновешанная психика и могучий организм преодолели походные беды одним махом. Когда солдаты захандрили, Ганнибал набрал отряд добровольцев - галлов и устроил состязания. Бойцы раззадорились и взбодрились. Кроме того, исчез и голод, так как появились припасы от симпатизирующих Карфагену италийских селян.

Войско Ганнибала в Альпах
Войско Ганнибала в Альпах

Однако Ганнибал не терял бдительности и прекрасно понимал, что обратной дороги для него нет. Пришло время исполнять обещанную клятву. К этому времени войско Ганнибала вновь выросло и достигло 40 000 человек, на этот раз за счет галльских наемников, посчитавших Ганнибала освободителем от римского гнета. По дороге на Италию в армию Ганнибала прибыли балеарские пращники, нумидийские всадники и несколько отрядов метателей копий.

Получив невероятное известие о появлении карфагенского войска, сенат решил остановить его продвижение любой ценой. Но что могло противопоставить закаленным в морозах и прошлых войнах ветеранам наскоро собранное ополчение? В лучшем случае, лишь на время остановить вражескую лавину.

Боевой слон с башней. Статуэтка из Помпей.
Боевой слон с башней. Статуэтка из Помпей.

Остановка - Треббия.

В декабре 218 года до н. э. войско Ганнибала наголову разгромило ополчение консула Публия Корнелия Сципиона и, следуя за римлянами по пятам, разместилось на западном берегу тонкой речки Треббии. Тяжелораненный Публий спасся только благодаря во время подоспевшему отряду своего сына, Корнелия Сципиона. Подтянув свежую армию консула Светония Лонга, Публий засел на холмах на восточном берегу Треббии, нервно ожидая нового сражения. Армия римлян достигла 36 000 человек.

И тут Ганнибал решил одним махом убить двух зайцев - он узнал о разногласии его командиров Публия и Лонга, после чего разработал гениальную по своей простоте тактику. Ганнибал решил так - в начале пусть на бой с карфагенянами пойдет молодой, неопытный и самоуверенный Лонг, взяв с собой всю конницу. Потом пойдет старый и боязливый, да к тому же напуганный карфагенской армией Публий Сципион.

Схема сражения на реке Треббии
Схема сражения на реке Треббии

Пока один по глупости увязнет и будет разбит, другой струсит и либо сдаться, либо сбежит. На руку Ганнибалу сыграло то, что Публий уже раз был бит пунийцами и не стремился на бой.

Ганнибал отправил отряды галлов для набегов на римский лагерь у Плаценции, тем самым вынудив конницу Лонга перейти в наступление. Римляне смяли легковооруженных воинов и самоуверенно перешли Треббию. Течение реки было холодным, солдаты озябли, простыли и не смогли достойно сразиться с пунийцами. Этого и ждал Ганнибал. Спокойно позавтракав, натеревшись маслом, облачившись в громоздкие доспехи и схватившись за мечи и копья, карфагеняне ринулись вместе со слонами на неприятеля. Громады солдат и лошадей двух армий с грохотом и страшным эхом схлестнулись мечами, вскоре бой ожесточился. С правого фланга в строй римлян врезалась " Священная Дружина " - отряд из 1000 знатных карфагенян - кавалеристов под командованием Магона, они взломали оборону флангового легиона и обратили его в бегство. С севера налегали нумидийцы, слывшие лучшими наездниками на Средиземноморье, и скоро римский центр оказался зажат в клещи. Тяжеловооруженные легионеры уже не могли свободно отбиваться от многочисленных карфагенян, а ополченцев валили сотнями и, наконец, вся римская армия дрогнула. Фронт моментально переместился к Треббии, где остатки римского войска топтали нумидийцы, за спинами которых, грозно грохочя, шаг за шагом приближались слоны и галльские наемники. Публий не выдержал и ударился в бега, как и предпологал Ганнибал. Битва подошла к концу.

Конница карфагенян гонит римлян по руслу Треббии.
Конница карфагенян гонит римлян по руслу Треббии.

В катастрофе на Треббии римляне безвозвратно потеряли 25 000 солдат, но Лонг сочинил лживое письмо Сенату о том, что блестящей римской победе помешала непогода. Когда же Сенат узнал правду, правительство Римской Республики охватил ледянящий ужас. Многие не на шутку запаниковали, распродали имущество и покончили жизнь самоубийством.

Северная Италия перешла Ганнибалу, галлы ликовали, а италийцы тайно радовались римским неудачам. Ничто в мире не могло устоять перед вновь пополнившейся галлами непобедимой армадой Ганнибала. Повелитель альпийских слонов неумолимо надвигался на Рим.

Книги:

1) Немировский А. И. и др.

История Древнего мира. Греция и Рим. 10 - 11 кл.: Пособие для учащихся ст. классов школ, гимназий, лицеев: В 2 т. Т. 1. — М.: Дрофа, 1996. — 512 с.: ил.

2) Гаспаров М. Л.

Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре; Капитолийская волчица: Рим до цезарей / М. Л. Гаспаров. — М.: Эксмо, 2013. — 624 с. — (Библиотека всемирной литературы).

3) Брис, К.

История Италии / Катрин Брис; пер. с фр. Т. Г. Губаревой. — Спб.: Евразия, 2008. — 631, [9] с.

4) Спектор, А. А.

100 величайших битв и сражений / А. А. Спектор. — Минск: Харвест, 2012. — 288 с.: ил.