Найти тему

Обреченная молодежь

Обреченная молодежь

Меняющиеся условия ставят в наихудшее положение молодежь, которая только-только заканчивает вузы и вступает во взрослый мир, где нужно получать хорошую зарплату, чтобы вкусно есть и нормально жить.

Как показывают исследования, если вход в рынок труда происходит в период кризиса, выпускник изначально обречен на низкую зарплату. Если он трудоустраивается в период экономического подъема, наоборот, получает некую «премию», сразу хороший гонорар. Притом такое неравенство сохраняется всю жизнь, отметил в интервью изданию «Коммерсантъ» директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон.

В подвешенном состоянии оказываются и будущие студенты. 24 мая министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил о выходе России из Болонской системы высшего образования.

«Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», - сказал он.

Переход на Болонскую систему предполагал внедрение двухуровневой системы высшего образования. В России это четыре года бакалавриата плюс два года магистратуры. И переход на такой формат с привычной пятилетки многие критиковали. Прежде всего, ректоры университетов, которые не смогли в систему вписаться. Раньше ведь им платили за 5 лет учебы студента, а теперь — только за 4.

Выиграли те вузы, которые получили много магистерских мест. Те же, у кого магистратура не очень востребована, проиграли. И сейчас у последних есть шанс восстать из пепла. Однако система образования, которая существовала в СССР, существенно сузит возможности выпускников. А тут еще председатель Госдумы Вячеслав Володин на днях заявил о возможности учесть в этом вопросе опыт царской России. Так и до первобытных наскальных рисунков недалеко.

Болонская система позволяет молодым людям после бакалавриата, дающего важные обширные фундаментальные знания, специализироваться в чем-то более узком. Для подрастающего поколения это гибкость, выбор, возможность профессионально мигрировать и с легкостью адаптироваться к меняющимся реалиям.

Специалитет же, предусматривающий обучение на конкретную профессию 5-6 лет, предлагает очень ограниченные знания. В условиях постоянно меняющихся тенденций это ущербный устаревший вариант образования. Если профессия через какое-то время оказывается невостребованной, полученные знания попросту обесцениваются.

По всей видимости, мы вернемся тому времени, когда человек осваивал специальность с намерением проработать по ней всю свою жизнь. Тогда технологии менялись медленно, и это было нормально.

Сейчас другое время, когда нужно учиться логике, цифровой грамотности, иностранным языкам, критическому мышлению — некой базе. Чтобы быть на волне со временем, уметь придумывать, думать, быстро осваивать что-то новое. Хотя зачем перспективы и широкие возможности российской молодежи, которую все равно вынудят шагнуть в прошлый век, где они будут получать давно пережитые знания и навыки, в современном мире совершенно бесполезные.