230 подписчиков

Нечеловек

Звук будильника гуляет между висков и рвёт голову на части. Уже семь тридцать две. Поздно. Следовало проснуться раньше. Анри будет злиться. Снова. Бегу к нему, обнимаю и прошу прощения за опоздание. В ответ лишь сухое «не страшно». Он не в духе. Про человека сказали бы «не выспался, с кем не бывает», только вот Анри не спит. Никогда. Андроидам не нужны сон, еда и прочие человеческие слабости. Они совершенны. Они лучше, чем мы и достойнее любого из моих знакомых.

Анри велел оставаться дома. На улицу теперь опасно выходить. Бесхозных человеческих особей отлавливают и доставляют в изоляторы временного содержания. В процедуре мало приятного. Одно взятие биоматериала чего стоит. Затем андроиду выставляют штраф за свободный выгул домашнего человека в неположенном месте. Если попаду туда, Анри сможет забрать меня оттуда только в конце недели.

Он много работает и не может отвлекаться на такие глупости.

«Повезло», говорит мама. Её хозяева не церемонились и сдали в интернат для непослушных людей на перевоспитание. Тринадцать месяцев без права на телефонные переговоры, прогулки и общение с себе подобными. Тотальный контроль и куча датчиков слежения, которые всегда должны быть при себе. Любое непослушание карается продлением срока пребывания в изоляторе. Там не издеваются над воспитанниками, дают даже игры и развлечения. Но приятного в целом мало.

Мой хозяин очень добрый. Он приносит еду и разрешает с ним разговаривать. Несколько недель назад даже позволил короткую прогулку до магазина. Покупать хлеб самостоятельно – большое дело и огромное счастье. Такое позволено немногим. Иногда Анри даже позволяет открывать окна в квартире. По закону это делать запрещено, потому что человеческая психика слишком слаба для того чтобы воспринимать окружающую действительность, но… У всякого правила бывают исключения.

Дома решительно нечего делать. Провожаю хозяина на работу и пытаюсь развлечься уборкой. Но это занятие ненадолго – андроиды не мусорят и не разбрасывают вещи. Они слишком аккуратны. Порой это раздражает. После жду Анри у двери, наблюдая за тем, как красиво мигают огоньки сигнализации.

Этот день был похож на десятки и сотни других. Ровно до момента, который перевернул всю мою жизнь. Ближе к вечеру улица несколько оживилась, если это выражение уместно использовать в отношении толпы роботов, направляющихся домой. Но звуки… Что-то, напоминающее музыку из прошлого. Джаз? Техно? Теперь нет смысла разбирать. Решаюсь подойти к окну и приподнять жалюзи. Роботы. Огромный поток механических существ. Откуда тогда музыка? Присматриваюсь. На противоположной стороне улицы люди в странной одежде. Пёстрой и яркой. Их облачение не похоже на стандартный костюм домашнего питомца.

Они танцуют и переворачиваются, подбрасывают друг друга в воздух и делают ещё множество странных вещей, названия которых мне неведомы. Лезу в справочник. Голосовой помощник заботливо подсказывает, что они называют себя «акробатами». Забавно. И так волнующе, что хочется подойти, рассмотреть вблизи каждую деталь их образа, каждое движение.

Вернулся Анри. Спрашиваю разрешения на прогулку. Он отказал, мотивируя тем, что мой разум ещё недостаточно окреп после прошлой прогулки. Дальше повторение пройденного. Короткий ужин, беседа о технологиях и новостях. Анри говорит коротко, некоторые вопросы пропускает. Особенно когда прошу рассказать о политике или как-то прокомментировать известия об ужесточении правил содержания людей. Он не в духе. Больше не тревожу.

Следующим вечером всё повторяется. Бесконечный серый поток роботов в одинаковой униформе, тихое шуршание улицы. И музыка. В этот раз громче. Выхожу из дому в надежде увидеть уличных акробатов. Пробираюсь осторожно, отключаю сигнализацию, смешиваюсь с толпой. Времени мало. Около пяти минут, пока датчики не подадут сигнал на устройство Анри о том, что человека нет дома. Семь до захвата нарушителя патрулями.

Акробатов найти несложно. Они будто бы не боятся ничего. Плавные движения, сменяющиеся головокружительными трюками. Артистов трое. Две девушки и парень. Кажется, что это единый организм, настолько слаженные и прекрасные движения, точное попадание в музыку. Ощущение, что это волшебство, сюр, сон, который вот-вот оборвётся.

Две минуты, чтобы вернуться домой. Анри вернётся через час. От зрелища не хочется отрываться. Только жадно поглощать эмоции, топить их в аплодисментах. Но перспектива оказаться в изоляторе заставляет уйти. Надеюсь, они будут здесь завтра.

Анри заметил моё состояние и уточнил, оптимально ли оно. Волнуюсь. Стараясь сохранить лицо, говорю, что весь день думаю о прогулке.

— Не рациональная трата ресурса. Тебе следует успокоиться, питомец.

— Это эмоции, Анри. Для людей это нормально.

***

Целую неделю бегаю смотреть на акробатов. Осторожно, украдкой, то и дело прибиваясь к проходящему мимо андроиду, чтобы не казаться бесхозным человеком. Решаюсь спросить, кто они и почему так смело гуляют по улице. Ответ невразумительный, но фраза «мы учим роботов человечности» надолго застревает в голове. А что, если…

— Анри, ты никогда не чувствовал, что…

— Эмоции не рациональны. Я не считаю нужным тратить энергию на бесполезные действия. Ложись спать, питомец. У тебя может сбиться режим.

Акробаты пропали. Их всё же забрали? Страшно представить, что с ними сделают за выступления средь бела дня, да ещё и в весьма «оживлённом» месте. Возможно, они просто переехали в другое место. Глупо на это надеяться, но думать о том, что их усыпили как дефективных или отправили в изолятор неприятно.

***

Всё больше говорим с Анри. Ему вдруг стало интересно: каково это – быть человеком? Задаёт вопросы, рассказывает о питомцах коллег. Он учит меня рациональности, а я его – эмпатии и эмоциям. Пока получилось только с гневом и отвращением. Всё больше работаем над механизмами и разбираем первоисточники получения в человеческом мозге. Даже забавно.

***

Сегодня Анри впервые пошутил. В архиве нашли старые комедии, смеялись весь вечер. Он, оказывается, очень симпатичный, когда не использует слова «не рационально» и «оптимальное распределение ресурса».

***

— Мне кажется, ты красивое человеческое существо, — первый комплимент за шесть лет, что живу с ним. Всё сильнее привязываюсь к нему.

***

Сегодня Анри нет слишком долго. Он никогда не задерживался на работе. Голосовой помощник оповестил об одном новом письме на почте. Неприлично читать чужие письма, но ведь так любопытно!

«AR-Emn-168762233-RI, запланирована переустановка программного обеспечения. Явитесь в кабинет 312 для плановой диагностики». Теперь понятно, куда он пропал. Лишь бы ему не влетело за наши маленькие шалости…

***

— Питомец, вы будете переданы другому андроиду, — робот-полицейский вытолкал меня из квартиры, одел браслет слежения на лодыжку. Кожа покраснела и жутко чешется под ним.

— Что? Почему? Мне хорошо с Анри! – почти кричу, пытаюсь отбиваться. Бесполезно. Боль по всему телу. Теряю сознание.

***

Звук будильника. Незнакомая спальня, чужой робот в гостиной. Из новостей узнаю, что недавно был отключён дефективный андроид. В его системе обнаружили сбой.

Анри убили. И это моя вина. Роботы не признают чувства, искусство и отсутствие логики. Они избавляются или пытаются обезличить от всего, что не вписывается в рамки их понимания. Это случилось с акробатами. С Анри. И со мной. Проще сдаться и подчиниться, чем стараться что-то изменить. Теперь знаю. И больше не допущу ошибок.

***

Автор: Ольга Солдатова

Другие рассказы автора:

Замороженные дни
ФанФан || Рассказы 13 апреля 2022

Если вам нравятся наши рассказы, то ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал, поддержите авторов! Новые рассказы выходят ежедневно.

#рассказ #фантастический рассказ #андроид #питомцы #антиутопия #проза

Иллюстрация к рассказу найдена в сети Интернет
Иллюстрация к рассказу найдена в сети Интернет