50 подписчиков

В чем проблема российских брендов косметики?

Косметика - дело тонкое. Здесь учитывается множество различных факторов, которые так или иначе воздействуют на потребителя при выборе того, чем пользоваться. И если каких-то 10-15 лет назад в нашей стране все шли покупать шампуни, и т.п. в масс-маркет (а многие и сейчас), где один импорт, то что делать теперь, когда часть импорта уходит?

Причем уходят не такие дикие штуки как SYOSS, которым можно танк отмыть, но и проверенные средства из сегмента 1к+ (автор тоже не может использовать абы какой шампунь, поэтому привык покупать один из финских, который сейчас из продажи пропал). И на этом этапе мне стало интересно, а что вообще происходит со всякими уходовыми штуками? Сразу оговорюсь, что автор - мужик, которому стало интересно.

Различные отечественные бренды
Различные отечественные бренды

Теории были такие:

  • Российский покупатель не заинтересован в отечественной косметике в виду наличия более качественного (на его взгляд) импорта;
  • Отталкивает невзрачная упаковка;
  • Мешает стереотип, что всё, произведенное в России, низкого качества из-за дешевых ингредиентов;
  • Рынок заполнен всевозможными вариантами, на фоне которых российское производство теряется;
  • Реальный состав отечественных товаров вызывает сомнения.

Что было сделано для того, чтобы разобраться в вопросе:

  • Опрошено порядка 50 девушек в возрасте от 20 до 35;
  • Заглянуто на 3-ю страницу поисковика (с большими усилиями и пузырьком корвалола);
  • Сравнены несколько составов шампуней уровня масс-маркет и премиум с отечественным производством того же уровня.

Пройдемся по мнениям. Эдакая сборная соляночка:

Цены и предубеждения

Конечно, мою мысль о том, что "в России косметики хорошей нет" очень быстро стерли в порошок. С большими "НО", но стерли.

Во-первых, оказалось, что "Чувак, если будет такой крем, от которого у меня не пойдут прыщи и он будет стоить 50р, а не 5000р, я куплю себе сразу ящик". И здесь мы напарываемся на основной момент, который вообще не был мною учтен: косметика, независимо от своей цены и натуральности, может просто не подходить человеку из-за конкретного состава. А ведь мы прекрасно знаем, что если человеку из 50 вариантов подходит только 1, да еще и всё это было вымучено, он за свой один готов будет топить до конца жизни.

Резюме: цена, если и влияет на доверие к качеству, то только у маленькой прослойки общества, которая массовым потребителем и не считается. Страна-производитель - тоже. Это осталось пережитком прошлого. Наши мамы\бабушки, когда слышали, что условный крем из Италии или Франции, сразу понимали, что тут дорого-богато-качественно. В современных реалиях это убеждение неактуально.

Упаковка

Прямо привет из 90-х
Прямо привет из 90-х

По поводу упаковки диалог развился интереснее. Оказывается, что всё то, что производится нашими, выглядит, как условные тюбики с шампунем из крапивы.

А девочкам всё-таки важно, чтобы упаковка была стильной, баночки приятные и красивые. Потому что если все смотрится коряво - "У НАС В ДОМЕ ЭТО СТОЯТЬ НЕ БУДЕТ!"

Но кто ж знал, что не все дизайнерские решения на российской продукции остались в каком-то жутком и неэстетичном пережитке 90-х годов? Вот, например, упаковка от фабрики Свобода:

Взято с оф. сайта Фабрики "Свобода"
Взято с оф. сайта Фабрики "Свобода"
Взято с оф. сайта Фабрики "Свобода"
Взято с оф. сайта Фабрики "Свобода"

Честно говоря, вообще не пахнет бабушкиным вариантом. Смотрится вполне современно. Хотя некоторые идеи, откровенно говоря, спёрты с зарубежных брендов, но, учитывая стоимость, тут никто не пытается продать рабочую лошадку за цену кадиллака.

Резюме: упаковка влияет на восприятие, иначе бы целого раздела маркетинга не существовало бы в природе. Однако есть бренды, которые в это не верят и безнадежно застряли в прошлом. И тут непонятно, за чей счет они держаться наплаву. Но в большинстве своем производители все же одумались и делают упаковку более симпатичной.

Состав

Проверка на кроликах это жестко
Проверка на кроликах это жестко

По составу исследование было более сложным, но тут, как выяснилось, можно вообще закрывать глаза: везде состав плюс-минус одинаковый, различие только в том, что у нас пока нет такого количества Эко-товаров. А это сейчас тренд, и людей реально начинает волновать, что вот этот шампунь не капали в глаза кроликам.

Резюме: составы хорошие у большинства, вопросы к исследованиям на животных. И все-таки давайте посмотрим правде в глаза: очень мало кто вообще обращает внимание на эти исследования, и больше ценит индивидуальную совместимость с организмом.

Витрины

Очень даже норд-стайл витрина
Очень даже норд-стайл витрина

О рынке стоит сказать отдельно. Если мы приходим в какой-нибудь РИВ ГОШ или Л"Этуаль, там действительно большинство брендов - зарубежные, в рекламу свою они вкладывают сильно больше денег, и закрепленные продажники на точках тоже быстрее втюхивают вам то, что надо ИМ, а не вам. А тут сами знаете: кто денег больше дал, тот и рулит балом. А в фирменные магазины той же отмеченной выше фабрики Свобода вряд ли кто-то поедет. Ведь есть ТЦ. Хотя сейчас, за счет интернет-магазинов с доставкой, несомненно стало проще.

Резюме: тут нам еще стоит поучиться маркетингу у зарубежных коллег. Увы, здесь действительно не хватает вложенных денег (сами деньги-то есть), которые будут направлены на заполнение рынка. Сейчас, в период санкций, не нужно будет так активно бороться с импортом, который выдавливает наших производителей с рынка, а просто занять высвободившиеся ниши.

Тем временем даже на Западе наблюдается бум российской косметики, которую многие называют "новой корейской", на которую бум уже успел сойти. В данном случае о развитии темы советую прочесть эту статью. Но, мужики, если вы не из сферы - вы, как и я, полезете гуглить многие термины.

ИТОГО

Все вышесказанное говорит в первую очередь о том, что не все так плохо, как я/мы думали. А значит, что будущее у нашей косметики точно есть. Причем неплохое, ведь конкурировать с Западом нам нужно все меньше, а везти на Юг и Восток - очень даже неплохая идея. При этом качество не страдает, цены демократичные. Вопросы остаются только к исследованиям, ведь до нас эко-тренд дошел сильно позже, чем до "просвещенного Запада", а мы всё быстрее и быстрее сокращаем разницу в области маркетинга. Ведь спецы у нас уже есть, а если ушли компании - теперь им есть, что качать!

#косметика #фабрика свобода #импортозамещение #лучшесвое #производство #россия