Найти тему

Иркутская область

Иркутская область

Пятьдесят километров Тажеранской степи относятся к району Приольхонья и тянутся параллельно западному берегу Байкала. Геологи определили возраст степи в 300-400 миллионов лет.

Здесь бессточные озёра с грунтовым и атмосферным питанием. Среди них есть озёра и с пресной, и с солёной водой. Возле солёных растёт доледниковый эндемик астрагал озёрский. Порой от воды очередного озера шёл сильный запах сероводорода. Такую воду, как и солёную, используют в бальнеологических целях.

К пресным озёрам буряты сгоняют летом свои стада на водопой, а весной добывают в них гаммаруса-"бомарша" для зимней подлёдной рыбалки байкальского омуля. В каменистых районах Тажеранской степи биологи обнаружили растение возрастом 15 миллионов лет, остролодочник трёхлистный. Возраст здешних пещер тоже поражает воображение - они старше самого Бакала, "живущего" на нашей планете по разным данным от 25 до 30 миллионов лет.

Люди пришли в Тажеранскую степь 700 тысяч лет назад. Археологи нашли здесь многочисленные стоянки, могильники, курганы. Но нашей целью были наскальные рисунки, оставленные курыканами, предками прибайкальских бурятов, жившими в этих местах в VII-XII веках нашей эры.

Кроме рисунков курыкане оставили после себя городища четырёхугольных или круглых очертаний, обнесённые каменными валами и рвами. Этот народ занимался сельским хозяйством, о чём говорят остатки древних пашен. Некоторые поселения принадлежали плавильщикам и кузнецам. Они плавили из руды железо в небольших глинобитых горнах или ямаха глубиной до одного метра. Жилищем курыканам служили землянки или полуземлянки. Их вероисповеданием был шаманизм, способность в каждом объекте и явлении природы видеть живое существо, обладающее душой. Всё пространство Тажеранских степей оказалось заселено многочисленными духами различной иерархии. Духи влияли на жизнь людей и позитивно, и негативно, требовали уважения и почитания в виде обрядов и жертвоприношений. Для проведения обрядов они выбирали людей, имеющих особые врождённые способности и свойства психики, шаманов. Шаманы смогли наладить связь с духами не становясь их орудием, а управляя и повелевая ими.

Среди духовных существ курыкане выделяли огонов, нематериальных сущностей, незримо присутствующих в материальном мире. Происходили огоны тоже из материального мира. Ими становились шаманы, вожди племён, животные и птицы: олёни, волки, лошади, орлы.

На наскальных рисунках Тажеранской степи изображены общественные огоны-помощники: олень, всадник на лошади. А справа - огон-враг, животное, напоминающее волка.

(с) Лариса Новицкая