Найти тему

Особенности детского мышления

На разных этапах развития нашего ребенка мы имеем дело с совершенно разными людьми. Мозг ребенка находится в стадии формирования, поэтому думать, что "Он думает также, как взрослый, просто у него опыта маловато" - это большая ошибка.
Надо заметить, что и взрослые-то думают весьма ограниченно, только в тех рамках, которые ему знакомы. И это нормально. Вот я сегодня, казалось бы, взрослый человек, с двумя высшими образованиями, а на занятиях по вождению мыслю, как это самый "маленький взрослый". Не увидела огромный камень, и почти въехала в него. И что ж это, думается, что у меня просто опыта во встречах с камнями маловато? Вроде нет, знаем, знакомы. А в незнакомой для меня ситуации я даже не зафиксировала его в своем внимании. НЕ УВИДЕЛА.

Вот и ребенок живёт себе в своем детском мире и НЕ ВИДИТ большинство из тех вещей, которые лежат/стоят/находятся перед его маленьким носиком.
Сегодня хочется поделиться 5 особенностями детского мышления, которые необходимо знать и учитывать при взаимодействии с ребенком.

1. Эгоцентризм. Для ребенка окружающий мир - это продолжение его самого и существует он, по мнению ребенка, только для него. Ближе к трем годам начинается кризис 3 лет, который как раз-таки ребенок начинает открыто демонстрировать собственное "я" и желание, чтобы весь МИР был таким, как ему нужно.

2. Синкретизм. До школьного возраста ребёнок практически не способен анализировать происходящие события, осознавать причину и последствия своих действий (ему это будет под силу только с 11 лет, и то в очень примитивном виде). Поэтому в детстве все легко связывается со всем без всяких на то оснований - ребенок всё может объяснить и со всем соединить ("Мама красивая, потому что папа на работе"/"Птичка полетела в гнездо, потому что мне надо идти кушать")

3. Детский реализм. Ребенок воспринимает не то, что ВИДИТ, а то, что ЗНАЕТ о предмете. (Например, если ребенок не знает, как работает настольная лампа, и, что обязательно нужно подключать провод в розетке, то он и нарисует лампу без провода. И не важно, будет эта лампа стоять перед ним/будем ли мы рассказывать о всех её особенностях. Нарисует без провода и всё!)

4. Анимизм. Ребенок не способен отличать живое и неживое, он наделяет способностями думать/чувствовать/действовать любой неодушевленный предмет. Конечно, в данном случает речь идёт о дошкольном возрасте. (Например, когда моя дочь (2 года) не хочет собирать фломастеры, мы с ней представляем, что они плачут и хотят в домик. Поэтому, беря каждый фломастер, дочь качает его, жалеет и только потом кладет в коробку).

5. Артифициализм. Ребенок смотрит на мир ЧЕРЕЗ СЕБЯ, а не со стороны. Всё вокруг сделано для него, для людей, специально, а не по каким-то объективным причинам. (Автобус приехал на остановку именно потому, что ребенок его ждал/в магазине продаются вкусные эклеры, потому что именно ребенок их очень любит).

В детстве каждый ребенок считает, что весь мир создан для него. Глупо ругать малолетнего ребенка за то, что он не подумал о последствиях/о маминых чувствах/о важности для других. В его мозге нет "других". Безусловно, выученные правила ребенок будет выполнять автоматически. Но если только сменится фон/ситуация, о правилах ребенок забудет. И ругать за это нет необходимости. Важнее объяснить ситуацию и добавить "новый фон" в "мозг ребенка". И это нормально. Как и мой камень сегодня, это тоже нормально.