Найти тему
Записки о самолетах

Региональные аэропорты России. Часть 17: Волгоград

Всем зашедшим - привет! Так получилось, что первой статьей после долгого перерыва станет давно обещанный рассказ про аэропорт города Волгограда. Город, до 1961 года носивший имя Сталина, известен в основном трагическими событиями 1942-43 годов - Сталинградской битвой, которая, несомненно, оказала огромное влияние на ход Великой Отечественной Войны. Но, кроме этого, Волгоград привлекает туристов со всей страны завораживающими видами реки Волги, вдоль которой почти на 70 километров протянулась городская черта. Привлекает Волгоград и транспортных фанатов, стремящихся прокатиться на метротраме - подземном трамвае, движение которого началось в 1985 году. В Волгоград можно добраться на машине, на корабле по Волге, или на самолете. В последнем случае знакомство с городом начнётся с его аэропорта, о котором сегодня и пойдет речь. Итак, добро пожаловать в аэропорт Гумрак!

История авиации в Волгограде начинается в 1933 году - тогда в Волгограде, уже успевшем сменить имя с Царицына на Сталинград, приказом Приволжского управления ГВФ был создан Сталинградский авиаотряд. Задачи перед авиаотрядом стояли вполне стандартные - выполнение почтовых, санитарных и срочных рейсов. В начале флот авиаотряда состоял исключительно из самолетов По-2, но уже через пару лет в распоряжении авиаторов стали поступать самолеты С-1, С-2, ПР-5 и новые модификации По-2 с закрытой кабиной и носилками, а также первый серийный самолет разработки А.С. Яковлева АИР-6. Первый аэродром в Сталинграде располагался в районе железнодорожной станции Вороново, от которой и получил своё название.

1933 год и родоначальник всех советских авиаотрядов - самолет По-2
1933 год и родоначальник всех советских авиаотрядов - самолет По-2

К 1938 году Сталинград стал достаточно крупным авиационным узлом - в авиаотряде появились самолеты ПС-40, ПС-84, ПС-89, на которых выполнялись регулярные пассажирские рейсы в Москву через Астрахань и Воронеж, Баку и Ашхабад. В то же время, Сталинград стал технической базой, где самолеты проходили техобслуживание и ремонты.

К 1940-м годам в Сталинградском авиаотряде было больше 50 самолетов, а ежегодный пассажиропоток через аэропорт подбирался к 3 тысячам пассажиров за год. Регулярными рейсами Сталинград был связан не только с крупными городами СССР, но и со множеством региональных городков и сёл. Был отстроен аэровокзал, мастерские для ремонта авиационных двигателей, ангары для обслуживания самолётов - в общем, Вороново выросло в большое авиационное предприятие, кроме всего прочего, имеющее достаточное количество квалифицированного персонала - более 60 человек инженерно-технического состава, 50 работников наземных служб и 70 летчиков.

В период Великой Отечественной войны более 70% персонала ушло на фронт, а аэропорт прекратил работу в 1942 году - он был полностью уничтожен налетами фашистских бомбардировщиков. Однако, восстановление аэродрома началось буквально через несколько дней после завершения Сталинградской битвы, и в середине 1943 года в Вороново прибыли новые самолеты и персонал. К 1950 году была восстановлена вся довоенная маршрутная сеть, а в 1952 году авиаотряд начал освоение самолетов Ан-2. Сталинград к тому моменту стремительно развивался, и аэродром Вороново перестал справляться с возросшим пассажиро- и грузопотоком. Было принято решение строить новый аэропорт на базе аэродрома Гумрак, на котором к тому моменту было создано транспортное авиаподразделение. Так и началась история волгоградского аэропорта на современном месте.

В Гумраке появился собственный авиаотряд, в эксплуатацию которого поступили, кроме самолетов Ан-2 и Ли-2, новейшие на тот момент Ил-14 (статью про этот самолет можно найти здесь (тыц)). В 1959 году в Гумраке завершено строительство аэровокзала. К началу 60-х годов самолеты Сталинградского авиапредприятия выполняли полеты на 10 союзных линиях: в Москву, Ростов, Киев, Астрахань, Новосибирск и в многие другие города. Численность персонала, работавшего в аэропорту, составляла около 900 человек. В 1964 году в аэропорту завершилась реконструкция ВПП, которая теперь позволяла принимать в сложных метеоусловиях и обслуживать не только собственные самолеты, но и транзитные воздушные суда. Начались интенсивные полеты  Ан-10, Ил-18, Ту-124 и Ту-104. В 1970-х годах в аэропорту завершилось строительство второго терминала, а в авиаотряде появились самолеты Ту-134 и Як-40, а к 80-м годам - Як-42. Стоит заметить, что в Волгограде никогда не было собственных Ту-154, все самолеты авиаотряде были рассчитаны на ближне- и среднемагистральные перевозки.

После развала СССР аэропорт и авиаотряд разделились - из второго образовалась авиакомпания Волга (позже - Волга-авиаэкспресс), на самолетах которой автору даже довелось полетать из Москвы в Нальчик. В отличие от множества других аэропортов, Гумрак продолжил развиваться и в 00-е. Да, региональные перевозки прекратились, однако маршрутная сеть в пределах России заметно разрослась. Был проведен очередной ремонт ВПП и аэровокзального комплекса, а в 2013 году аэропорт впервые принял самолет Боинг-767 авиакомпании Трансаэро (кстати, тыц, - статья про ТСО), выполнившим рейс из Волгограда в Хургаду и обратно.

-7

В 2014 году, в преддверии ЧМ по футболу, в Волгограде началось строительство нового терминала международных воздушных линий. Интересный факт - всем известная авиакомпания "Победа" (традиционный тыц - статья) выполнила свой первый рейс именно в Волгоград. В 2016 году в аэропорту открылась новая ВПП, а в 2017 был обслужен миллионный пассажир - впервые за 25 лет.

В целом, рассматривая аэропорт Волгоград, можно сказать, что он все время развивается - со времени своего открытия и до настоящего момента. Аэровокзальный комплекс аэропорта - современный, отвечающим международным требованиям, здесь даже есть один телетрап! С которым, правда, вышел казус - в начале июня в Волгограде открыли новый телетрап, и... Через него прошли пассажиры всего лишь одного рейса. Дело в том, что, кроме счета за использование телетрапа (а это тоже немаленькие деньги, например, в ростовском Платове - 70+ тысяч рублей за каждый час), в счет добавляется соразмерный счёт за использование источника электропитания, обогрев салона и использование установки воздушного запуска. И в итоге выходит, что авиакомпаниям дешевле ставить самолеты на отдаленные стоянки и перевозить пассажиров традиционно - автобусами, что особенно актуально в текущей ситуации. Кстати, стоит отметить, что Волгоград сейчас работает - принимает и отправляет самолеты - около 40 рейсов в день в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Минеральные Воды, Нижний Новгород. Открыты и международные направления - например, "Азимут" на SSJ-100 летает в Ереван. Начиная с 2000-х годов, пассажиропоток аэропорта растет, снизившись лишь в 2020 году, и в 2021 снова достигнув рекордных показателей - почти 1,4 миллиона человек. В планах руководства - создать на базе аэропорта крупный хаб, объединяющий города южной части России, Армении, Казахстана, Узбекистана и Турции.

Спасибо за прочтение! А вы когда-нибудь бывали в Волгограде? Поделитесь впечатлением в комментариях! А если статья понравилась, можно тыкнуть лайк) Вам - несложно, мне - приятно ツ