"Страх" (Fear), 1996: подростковый жутик с инцестуальным уклоном

3,5K прочитали
"Вы, папА, можете беситься, а вашу дочку я забираю".
"Вы, папА, можете беситься, а вашу дочку я забираю".

Миленькая девочка из условно благополучной семьи (фарфоровая лапушка Риз Уизерспун) познакомилась с самостоятельным мальчиком (Марк Уолберг с хмурым пролетарским лицом и рельефным животом). Но ее папуля был категорически против и требовал ликвидировать любовь. А мальчик оказался с суперспособностями Человека-клеща, то есть крайне вредным и таким въедливым, что без масла и уколов его фиг отвадишь. Такова вполне традиционная завязка молодежного триллера.

Риз Уизерспун в этом фильме прелестна!
Риз Уизерспун в этом фильме прелестна!

Произведений, подпадающих под жанр "молодежный триллер", я за свою жизнь посмотрела миллион, и они, признаться, соединились в моей памяти в одну длиннющую и не особенно увлекательную франшизу о том, как тяжелое детство, дурной характер и гормональный всплеск сливаются в жарком объятии и портят жизнь всем окружающим. Однако "Страх" внезапно выпал из однообразного ряда и смотрелся с интересом.
Причиной тому тот факт, что режиссер по каким-то своим причинам решил добавить фильму дополнительное измерение. Придать дополнительный объем, сказали бы в рекламном ролике. И сейчас я, аки Фрейд, заговорю об отцовской фигуре. Не в смысле пропорций, как вы понимаете, а в смысле влияния.
Папа главгероини, вроде бы, вполне традиционный папа из триллеров. Желает защитить дочку от неподходящего парня. Но есть некоторые нюансы, которые меня смущают.

Во-первых, не все благополучно в такой благополучной семье. Я вообще полфильма разбиралась, кто там кому приходится. В итоге разобралась. Папа, имеющий дочку-подростка, женат на женщине намного моложе себя, у которой есть сын от предыдущего брака. Вот. Конечно же, у них там всякие подводные течение, конфликт дочки с мачехой и прочее. И в одной сцене мачеха обзывает девочку шлюхой. И говорит это так естественно и между прочим, будто в своей голове давно ее так называет и утвердилась в этой мысли. Тут надо уточнить, что героиня вообще-то - типичная "хорошая девочка", которая не делает ничего, за что ее можно было бы наградить таким титулом. Объяснение одно - мачеха ревнует. Естественно, мужа. Неосознанно. К его дочке. Подтверждением этому служит тот факт, что отношения мужа и жены там не теплые и страстные, а взаимно утомленные и какие-то застиранно-унылые. Хотя, казалось бы, общих детей не рожали и не растили, встретились уже взрослыми, кризисам и
усталости от быта неоткуда взяться и т.д.

Девочка хорошая и девочка плохая считываются моментально. Неочевидная, но хорошая работа художника по костюмам...ну и актрис, конечно.
Девочка хорошая и девочка плохая считываются моментально. Неочевидная, но хорошая работа художника по костюмам...ну и актрис, конечно.

Далее, папенька, не уделяя внимания жене, много уделяет его дочке. Причем не в позитивном ключе. Он комментирует ее одежду, наказывает дочь при каждом удобном случае и заставляет ее участвовать в совместных старперских мероприятиях, кои 16-летняя девочка в гробу видала. Как бы невзначай нам показывают сцену, где папуля пялится под юбку дочкиной подружке. По сюжету она абсолютно не нужна, значит, авторам фильма зачем-то надо было показать подспудный интерес мужика к девицам, годящимся в дочери.
Еще герой частенько наблюдает за дочкой через камеру. Нет, все цивильно, камера не спрятана в спальне или в ванной, а честно установлена у входа и оповещает о появлении гостей. Но как только в поле обзора появляется дочь, отец тут же прилипает к экрану.


Ну и во всей красе отношения раскрываются, когда появляется тот самый мутный парень. Да, в итоге милый мальчик оказался со всех сторон чудищем. Но изначально главе семейства не в чем упрекнуть его. А парень ему уже не нравится. Самим фактом своего существования. Любопытно, что сам антагонист совершенно конкретно воспринимает папу возлюбленной как соперника, это видно в нескольких сценах.

Зять и тесть или конкуренты?
Зять и тесть или конкуренты?

Далее. Очумевший герой крадет у героини браслет из цепочки (цепочка - это важно, в кино она часто символизирует принадлежность и подчинение) и меняет на нем надпись. Пишет "David's girl". Явно безумный тип, да? Но что было написано на этом браслете изначально? "Daddy's girl". Вы думаете, для 16-летней девушки нормально носить браслет с такой надписью? По мне, так это несколько патологичненько. Если только не окунуться в СПГС и не начать воспринимать браслет как символ взросления женщины в патриархальной культуре. Девушка переходит из-под "опеки", то есть, из собственности отца в собственность мужа.
Соединив эти элементы, можно получить вполне интересное двойное дно у фильма. Дополнительные смыслы, которые делают "Страх" чем-то несколько бОльшим и явно более умным, чем обычный подростковый триллер.

P.S. Марк Уолберг потрясающий, даже не верится, что это его первая роль. По-настоящему неприятный и жуткий парень его герой.

P.P.S. Долго вспоминала, где я видела похожую сцену с нападением на главгероиню в белом свитере. Таки вспомнила. Straw dog с Дастином Хоффманом.

#подростковый триллер

#кино 90-х

#отзыв о фильме