1,5K подписчиков

СУД АМУРА ИЛИ ТАЙНАЯ ЛЮБОВЬ РУДОЛЬФА ШАДОВА

Иоганн Готфрид Шадов (1764 – 1850). Портрет Рудольфа Шадова, 1803
Иоганн Готфрид Шадов (1764 – 1850). Портрет Рудольфа Шадова, 1803

Рудольф (полное имя Карл Цено Рудольф) был старшим из четырёх выживших детей немецкого скульптора Иоганна Готфрида Шадова, поэтому отец возлагал на него особые надежды. Родился он в Риме в 1786 году, куда Иоганн сбежал со своей пассией и будущей женой, еврейкой Марианной Девидель, ради которой оставил учёбу в Академии художеств, бросил невесту и перешёл из лютеранства в католичество. Правда, вернувшись в Берлин, отец Рудольфа в очередной раз сменил религию и воспитал своё потомство от первого и второго браков в лютеранском вероучении. Вскоре Иоганн был назначен скульптором при прусском дворе и директором Берлинской академии художеств. Так что для Рудольфа, получившего первые навыки ремесла в отцовской мастерской, дорога была проторена.

Фридрих Вильгельм Шадов (1788 – 1862). Портрет брата, Рудольфа Шадова, между 1811 и 1817
Фридрих Вильгельм Шадов (1788 – 1862). Портрет брата, Рудольфа Шадова, между 1811 и 1817

В 1810 году с благословения отца Рудольф вместе с братом, Фридрихом Вильгельмом, который был младше его на два года, уехал в Рим на учёбу. Во время пребывания в Вечном городе, где-то между 1811 и 1817 годом, Фридрих, избравший, в отличие от старшего брата стезю живописи, нарисовал его портрет. Бледное лицо с глубоко посаженными глазами говорит о слабом здоровье молодого скульптора. На нём изящно выделяются чёткие контуры носа и нежного маленького рта. Грустный взгляд устремлён вдаль. Появившуюся у Рудольфа склонность к меланхолии отметил и отец, когда в 1811 году молодой человек на короткое время вернулся в Берлин. Чем же она могла быть вызвана?

Фридрих Вильгельм Шадов (1788 – 1862). Автопортрет с братом Рудольфом и скульптором Бертелем Торвальдсеном, 1815 - 1816
Фридрих Вильгельм Шадов (1788 – 1862). Автопортрет с братом Рудольфом и скульптором Бертелем Торвальдсеном, 1815 - 1816

В Риме Рудольф (итальянцы называли его Ридольфо) сначала работал в мастерской своего земляка скульптора Кристиана Даниэля Рауха, пока не открыл собственную студию. Кроме того, он познакомился с итальянским скульптором Антонио Канова и датчанином Бертелем Торвальдсеном. Влияние последнего проявилось в статуе «Парис», первой самостоятельной работе Рудольфа, которая была выставлена в Берлинской академии художеств в 1812 году (к сожалению, не сохранилась). Торвальдсен стал не только наставником молодого скульптора, но и другом братьев Шадовых. Фридрих даже написал в связи с этим «Автопортрет с братом Рудольфом и скульптором Бертелем Торвальдсеном». Датчанин (в центре) положил руку на плечо Фридриха, который, в свой черёд, пожимает руку Рудольфу. Эта картина в духе «братской любви» полностью соответствовала принципам «Союза Святого Луки», с членами которого Шадовы сблизились в 1813 году благодаря тому же Торвальдсену.

Иоганн Антон Рамбуа (1790 – 1866). Внутренний двор дома Бути в Риме, 1820
Иоганн Антон Рамбуа (1790 – 1866). Внутренний двор дома Бути в Риме, 1820

Этот союз немецких и австрийских художников в Риме пытался следовать религиозной манере мастеров Средневековья и Раннего Возрождения. В шутку их называли «назарейцами» отчасти из-за их длинных причёсок в подражание Иисусу из Назарета, отчасти из-за того, что они поселились в заброшенном римском монастыре и выступали за следование христианским заповедям в быту. Если отец братьев Шадовых когда-то сменил свою веру из-за любви к их матери, то Рудольф и Фридрих в 1814 году сознательно перешли в католичество именно под влиянием «назарейцев», вернее, их лидера Овербека. Однако в Риме они, как и Торвальдсен, жили не в монастыре, а в гостевом доме, который семья Бути сдавала иностранцам. Именно там Рудольф встретил свою любовь, которая могла ввергнуть его в меланхолические чувства.

Рудольф Шадов (1786 – 1822). Девушка, завязывающая сандалии, 1817
Рудольф Шадов (1786 – 1822). Девушка, завязывающая сандалии, 1817

Главой семьи Бути была вдова, Анна Мария. Её три дочери Елена, Виттория и Олимпия часто позировали художникам, проживающим в доме. Рудольфу же они казались похожими на трёх граций, которых любили изображать Канова и Торвальдсен. Вдохновлённый сёстрами Бути, молодой скульптор начал с изображения младшей, Олимпии. В 1813 – 1814 годах он впервые смоделировал «Девушку, завязывающую сандалии» и потом пять раз повторил её в каррарском мраморе, не считая фарфора и гравюры. Эту же статую мы видим и на картине его брата Фридриха. Позу, когда модель, кладёт ступню одной ноги на колено другой, Рудольф, вероятно, подсмотрел у античных авторов. Она завораживает именно своей простотой. Единственным украшением слегка склонённой головки юной девушки является искусно уложенный пучок на макушке. А всё одеяние на ней – только ткань, обёрнутая вокруг бёдер. Недаром скульптура считается одной из самых популярных работ Шадова-младшего, вызвавшей восторг итальянцев и одобрение его друзей. Вот только могла ли эта девочка (судя по её ещё неразвитой груди) всерьёз заинтересовать скульптора?

Бюсты Виттории и Елены Бути, 1816
Бюсты Виттории и Елены Бути, 1816

В 1816 году Рудольф создаёт также бюсты сестёр Олимпии. Как можно видеть, изображение средней, Виттории, близко классическим образцам. У неё такая же простая причёска с узлом, как у младшей сестры, только перехваченная на лбу тонкой ленточкой. Серьёзное выражение лица, как и то, что девушка изображена только по грудь, свидетельствует о её скромности и целомудрии. А вот образ старшей, Елены, скорее, романтический, благодаря венку из роз, венчающему её аккуратную головку с кокетливо завитыми локонами на висках. Платье из тончайшей материи красиво обрисовывает её идеально круглую грудь, в то время как на левое плечо наброшена шаль. Кажется, по характеру она более простодушна и открыта. Так Олимпия, Виттория или Елена? Которая из девушек больше нравилась скульптору?

Рудольф Шадов (1786 – 1822). Девушка за прялкой, 1817 - 1818
Рудольф Шадов (1786 – 1822). Девушка за прялкой, 1817 - 1818

На основе бюста Виттории Рудольф в этом же году разработал модель «Девушки за прялкой». В начале ХIХ века тема «Пряхи» была очень популярна в поэзии и музыке. Причём эта фигура часто трактовалась также как богиня судьбы (согласно древнегреческому мифу о трёх мойрах, якобы прядущих нити человеческой жизни). Причёска сидящей пряхи почти такая же, как у Виттории, и грудь прикрыта. Из-под струящейся мягкими складками по телу туники видны лишь босые ножки, которые девушка целомудренно скрестила. В поднятой левой руке она держит клубок пряжи, к которому раньше была прикреплена нить веретена, ныне отсутствующего. Как и «Девушка, завязывающая сандалии», эта работа сразу стала популярна в Риме и ей также посвящались стихи. Без сомнения, Виттория была серьёзной претенденткой на сердце Рудольфа.

Рудольф Шадов (1786 – 1822). Девушка с голубями (Невинность), 1819 – 1820
Рудольф Шадов (1786 – 1822). Девушка с голубями (Невинность), 1819 – 1820

«Девушка с голубями» или «Невинность», начатая в 1819 году, завершает группу из трёх граций. Изображения девушек идеальной красоты в брачном возрасте с птицами встречаются на древнегреческих надгробных рельефах. Голубь также считался спутником Афродиты, богини любви. Он символизирует застенчивость, деликатность и невинность с одной стороны и плодородие с другой. Чертами лица молодая женщина, внимательно рассматривающая голубя в изящно поднятой правой руке (ещё пара птиц сидит на её левом бедре), очень похожа на бюст Елены Бути. Даже венок тот. Только локоны причёски длиннее, а замысловатое одеяние с бретелькой через плечо оставляет полностью открытой грудь и левую ножку до колена. Похоже, Елена была самой красивой среди сестёр. И на то, что именно она стала избранницей скульптора, указывает его статуя «Амур».

Рудольф Шадов (1786 – 1822). Амур, 1821 – 1822
Рудольф Шадов (1786 – 1822). Амур, 1821 – 1822

Скорее всего, ещё работая над «Парисом», Шадов задумал создать скульптурную группу по мотивам древнегреческого мифа, повествующего о том, как троянский царевич выбирал из трёх богинь самую красивую. Однако по мере создания статуй девушек ваятель решил заменить «Суд Париса» на «Суд Амура». При этом Рудольфа вдохновляли и старинные, и современные образы бога любви. Палец, приложенный к губам, когда Амур решает, какой девушке отдать венок, восходит к античности. И возраст мальчика примерно такой же, как у «Амура, натягивающего лук» с Капитолийского холма. А вот раскованная поза сидящего бога напоминает «Меркурия» или «Пастуха» Торвальдсена. Шадов планировал расположить статуи трёх граций напротив Амура, венок в руках которого идентичен тому, что на голове у "Девушки с голубями". Таким образом, Рудольф выбрал Елену.

Карл Кристиан Фогель фон Фогельштейн (1788–1868). Портрет Рудольфа Шадова, 1820
Карл Кристиан Фогель фон Фогельштейн (1788–1868). Портрет Рудольфа Шадова, 1820

За время своего пребывания в Риме Шадов смоделировал и выполнил более 54 бюстов, барельефов, скульптур и скульптурных групп. Однако четыре фигуры из группы "Суд Амура" были наиболее удачными. В 1818 году Рудольфу предложили место профессора в Дюссельдорфском университете. Однако он отказался, решив остаться в Вечном городе, где жили его лучшие друзья и любимая. В этой дружеской плодотворной среде, среди античных произведений искусств, скульптор постепенно разработал свой собственный стиль, вобравший в себя лучшие черты классицизма и романтизма. Тем не менее, он регулярно писал отцу длинные письма и сообщал о ходе своих работ. По просьбе сына Иоганн Шадов устраивал презентации его статуй, присланных из Рима. Так, все фигуры «Суда Амура» были приобретены прусским королём Фридрихом Вильгельмом III. Только три из них стояли в одном дворце, а четвёртая, «Девушка с голубями», в другом, отдельно, что противоречило замыслу скульптора. И это кажется мне символичным.

Рудольф Шадов (1786 – 1822). Портрет Виттории Кальдони, 1821
Рудольф Шадов (1786 – 1822). Портрет Виттории Кальдони, 1821

В 1821 году Рудольфу Шадову стукнуло тридцать пять. К нему уже давно пришли заслуженное признание и достаток. Почему тогда скульптор не женился? Может, ждал, пока Елена достигнет брачного возраста? Но, судя по её скульптурным и живописным изображениям, к этому времени девушке было уже за двадцать. А, может, у неё появилась соперница? Например, пятнадцатилетняя Виттория Кальдони, дочь римского винодела, позировавшая многим академическим художникам и скульпторам. Правда, до 1820 года родители не разрешали ей этого из боязни испортить девушку. Кажется, именно Торвальдсен убедил их в том, что дочь может приносить им значительный доход без урона для своей чести. Вслед за учителем Рудольф и другие «назарейцы», провозгласившие Витторию идеалом красоты, поспешили запечатлеть её классические черты. Бюст работы Шадова практически является копией работы Торвальдсена, разве что ещё красивее. Известно, что Виттория Кальдони отвергала все предложения руки и сердца. Только спустя десять лет она влюбилась в украинского художника Григория Лапченко и уехала на родину мужа. Поэтому, если даже предположить, что Шадов испытывал какие-то чувства к девушке, та не ответила ему взаимностью.

Карл Адольф Зенфф (1785-1863). Портрет Елены Бути, ок. 1818
Карл Адольф Зенфф (1785-1863). Портрет Елены Бути, ок. 1818

Однако нет и никаких точных свидетельств, что Рудольф был обручён с Еленой Бути. Только венок в руках Амура дал основание биографам Щадова предположить, что он тайно был влюблён в девушку. И, кажется, эта любовь была взаимной. По крайней мере, Елена входила в число тех немногих людей, которые были рядом со скульптором в последние мгновения его жизни. Её подпись в качестве свидетельницы есть на завещании, составленном по просьбе Рудольфа его другом Карлом Адольфом Зенффом. Этот художник также написал портрет Елены, увековеченной Шадовым в «Девушке с голубями». В 1822 году Рудольф простудился и скоропостижно скончался в Риме от воспаления лёгких.

Эмиль Вольф (1802-1879). Гробница Рудольфа Шадова в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте в Риме
Эмиль Вольф (1802-1879). Гробница Рудольфа Шадова в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте в Риме

Несомненно, внезапная смерть первенца принесла большое горе Шадову-старшему. Однако в Риме осталось несколько незавершённых работ его сына. Поэтому Иоганн отправил туда своего родного племянника и ученика Эмиля Вольфа, который не только завершил работы, начатые двоюродным братом, но также воздвиг гробницу Рудольфа, похороненного в римской церкви Сант-Андреа-делле-Фратте. Гробница представляет собой мраморную стелу, где вверху в нише стоит изготовленный Вольфом бюст Шадова-младшего, в то время как внизу её опоясывает рельеф, изображающий покойного скульптора вместе с ангелом перед ликом Христа, в то время как за ним следует Слава, венчающая его лавровым венком. Между ними на заднем плане видна «Девушка, завязывающая сандалии», на которую Шадов указывает как на одно из своих лучших творений. Фигура же Славы немного напоминает мне Витторию Бути. А вот Елене здесь места не нашлось. Или Вольф придал её черты ангелу, обнимающему Рудольфа?#ОльгаКраева

Карл Блехен (1798 – 1840).  Мастерская Рудольфа Шадова, 1828 – 1829
Карл Блехен (1798 – 1840). Мастерская Рудольфа Шадова, 1828 – 1829