Ой вы, клёны, мои клёны!
Воронят растят вороны.
Целый день вдвоём снуют,
В рот кусочки им суют.
Городские птицы не переносят семян деревьев, не долбят кору, не уничтожают вредителей, не пьянеют от забродившей рябины. Они полностью зависят от человека. Они – украшение палисадников и парков. Хотя огромные стаи, честно говоря, иной раз раздражают.
Вороны самые умные. Когда их голубоглазые птенцы учатся летать, как они мастерски прогоняют людей. Стоит задержаться под кленом, беседуя с соседом, начинают орать на вас. Не поняли – включают низкие пролёты над головами. Всё ещё не поняли – тогда будут веточки отламывать и вам на голову кидать.
А сколько хитрости у ворон. Садится птица рядом с кошкой, прыг-прыг, всё ближе, как будто она тут по делам, фантики собирает. И вдруг бросок и удар клювом кошке по голове. Но нашего кота ворона нечаянно так спасла. Он по молодости залез высоко на дерево и оцепенел в ужасе. Ворона напала – и пришлось слезать.
Воробьи чудесно чирикают в кусте сирени. Их там помещается несметное количество. Куст весь в движении от воробьиной кутерьмы. Замечательны звонко тинькающие синицы в шиповнике. Воробьят и синичат не видно, только писк слышен из-под подоконников и других неожиданных мест.
Отдельно о голубях. Их жаль. Не может эта птица сохранять здоровье, питаясь в человеческих условиях, то бишь на помойках. Недалеко от нас, в пятнадцати минутах ходьбы, природный парк у реки. Там совсем другие голуби: гладкие, крепкие, сверкающие, перо к перу. Их тоже кормят люди, но без участия помоек.
Когда на нашем молодом дереве появляется кормушка, мы радуемся. Это веха. Одно из подтверждений, что это всё не напрасно было.
Но если кто-то из соседей начинает приваживать стаи птиц на газон или тротуар россыпями хлеба и пшена, мы просим прекратить. Голуби собираются огромными стаями. Не дают проходу, особенно тётенькам с сумками. Пылят в глаза. Заразиться можно.
Исключение мы сделали однажды, в 2010 году, когда по всей России стояла небывалая жара и сушь. Мы поставили на газон крепкую большую миску с водой. Птицы прилетали пить непрерывно, группами, по видам. Мелкие садились на край миски. Крупные норовили и напиться, и окунуться. Вдруг миска исчезла и тут же обнаружилась в соседнем дворе. Вокруг носились дети, подливали в неё из ведёрок, обсуждали повадки птиц. А у себя мы поставили другую миску.