Найти тему
цветочный город

"Бил,Сажал на хлеб и воду." Почему СССР не принял систему Макаренко?

как советский педагог А.С Макаренко издевался над воспитанниками в своей "жандармской " Колонии?

Не одно негативное письмо ушло в различные инстанции и ведомства о "солдатской" дисциплине,и невиданных успехов колонии Имени Горького,от чиновников и воспитателей всех мастей.

За все годы управления колонией о Макаренко ходили самые разнообразные слухи и даже легенды. Как заставлял ходить по снегу, есть кору,а за самое безобидное ослушание выставлял перед всей колонией, и публично отправлял в подвал на хлебную диету.

В самый пик расцвета жизни колонии , когда настало время покорять Куряж (детское учреждение малолетних беспризорных) ,инспектор из министерства народного образования Джуринскся ,в разговоре с А.С,вспомнила популярную макаренковскую страшилку:

 -"Вы напомнили мне мои прямые обязанности. Я вот приехала поговорить с вами о системе дисциплины. Вы, значит, не отрицаете, что накладываете наказания. Наряды эти… потом, говорят, у вас ещё кое-что практикуется: арест… а говорят, вы и на хлеб и на воду сажаете?".

Или вот случай как воспитанник Бурун украл деньги из колонии :

Бурун молча стоял у дверей. Я сидел за столом и еле сдерживался, чтобы не пустить в Буруна чем-нибудь тяжёлым и на этом покончить беседу.

Наконец Бурун медленно поднял голову, пристально глянул в мои глаза и сказал медленно, подчёркивая каждое слово, еле-еле сдерживая рыдания:

–"Я… больше… никогда… красть не буду.
– Врешь! Ты это обещал уже комиссии.
– То комиссии, а то – вам! Накажите, как хотите, только не выгоняйте из колонии.
– А что для тебя в колонии интересно?
– Мне здесь нравится. Здесь занимаются. Я хочу учиться. А крал потому, что жрать хочется.
– Ну, хорошо. Отсидишь три дня под замком, на хлебе и воде. Таранца не трогать!
– Хорошо."

Трое суток отсидел Бурун в маленькой комнатке возле спальни, в той самой, в которой в старой колонии жили дядьки. Запирать я его не стал, дал он честное слово, что без моего разрешения выходить не будет. В первый день я ему действительно послал хлеб и воду, на второй день стало жалко, принесли ему обед. Бурун попробовал гордо отказаться, но я заорал на него:

– "Какого черта, ломаться ещё будешь!"

Он улыбнулся, передёрнул плечами и взялся за ложку.

Бурун сдержал слово: он никогда потом ничего не украл ни в колонии, ни в другом месте."

Ещё одна страшилка от инспектора народного образования тов Юрьева: 

"Юрьев казался очень основательным человеком, а сквозь вежливую серьезность докладчика хорошо просвечивала давно насиженная грусть, в которой сомневаться я меньше всего имел оснований. Юрьев меня стыдился и поглядывал иногда с таким выражением, как будто у него случился беспорядок в костюме. После заседания он подошёл ко мне и прямо сказал:

–"Честное слово, при вас стыдно было рассказывать обо всех этих гадостях. Ведь у вас, рассказывают, если колонист опоздает на пять минут к обеду, вы его сажаете под арест на хлеб и на воду на сутки, а он улыбается и говорит «есть»."

Давить на Макаренко начали с первых успехов колонии. К сожалению Советское государство , одинаково не терпело ни капиталистические порядки-ни коммунистические: 

"не могли забыть в наробразе и моих «деспотичных» формул дисциплины. Разговаривать со мной в наробразе начали совсем по другому:

–"Мы этот ваш жандармский опыт прихлопнем. Нужно строить социалистическое воспитание, а не царский застенок."

"В своем докладе о дисциплине я позволил себе усомниться в правильности общепринятых в то время положений, утверждающих, что наказание воспитывает раба, что необходимо дать полный простор творчеству ребенка, нужно больше всего полагаться на самоорганизацию и самодисциплину. Я позволил себе выставить несомненное для меня утверждение, что, пока не создан коллектив и органы коллектива, пока нет традиций и не воспитаны первичные трудовые и бытовые навыки, воспитатель имеет право и должен не отказываться от принуждения. Я утверждал также, что нельзя основывать всё воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребенка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закалённого, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива.

В итоге, я отстаивал линию создания сильного, если нужно, и сурового, воодушевленного коллектива, и только на коллектив возлагал все надежды; мои противники тыкали мне в нос аксиомами педологии и танцевали только от «ребенка»."

 

Финальным аккордом и приговором был съезд всех высших чинов педагогики на котором систему Макаренко признали не советской. Поистине самым большим врагом СССР при строительстве коммунизма-был сам СССР

"Я бодро подготовился к отчету, хотя и не ждал для себя ни пощады, ни снисхождения.

В просторном высоком зале я увидел наконец в лицо весь сонм пророков и апостолов. Это было высокое учреждение – синедрион (совет старейшин) не меньше.

Высказывались здесь вежливо, окру́гленными любезными периодами, от которых шёл еле уловимый приятный запах мозговых извилин, старых книг и просиженных кресел. Но пророки и апостолы не имели ни белых бород, ни маститых имён, ни великих открытий. С какой стати они носят нимбы и почему у них в руках Священное Писание? Это были довольно юркие люди, а на их усах ещё висели крошки только что съеденного советского пирога.

Больше всех орудовал профессор Чайкин. В своем заключении Чайкин ничего от меня не оставил. Все ударные места моего доклада были разгромлены этим воителем наголову:

-"Товарищ Макаренко хочет

педагогический процесс построить на идее долга.

Правда, он прибавляет слово «пролетарский», но это не может, товарищи, скрыть от нас истинную сущность идеи.
Мы советуем товарищу Макаренко внимательно проследить исторический генезис идеи долга.

Это идея буржуазных отношений, идея сугубо меркантильного порядка.

(Революционеры которые отдали жизнь за революцию и идеи, были меркантильные буржуа?-или он хочет сказать что они без чувства долга перед человечеством и своими братьями рабочими по всему миру бросались под пули и пулеметы ,шли на верную гибель ? Интересно ,скажи он это Дзержинскому например, как быстро тот не выдержал бы и пустил в ход кулаки?)
Советская педагогика стремится воспитать в личности свободное проявление творческих сил и наклонностей, инициативу,(типичного соевого либерала-идеалиста без идеологии в голове, что, в прочем, у СССР прекрасно в итоге и получилось)

но ни в коем случае не буржуазную категорию долга.

(долг-буржуазная категория.Докладчик на страже адекватности выступает, держу в курсе , вдруг забыли)
С глубокой печалью и удивлением

мы услышали сегодня от уважаемого руководителя двух образцовых учреждений призыв к воспитанию чувства чести. Мы не можем не заявить протест против этого призыва.

(Перевожу: да, у него получилось построить коммунизм в отдельно взятой колонии, но нам не нравятся его методы,- они какие то не коммунистические и строгие,а при коммунизме как известно не будет строгости , все скакать на пони по лужайке будут, пить радугу и ни в чем не нуждаться ,ведь всё роботы делать за тебя будут)
Советская общественность также присоединяет свой голос к науке, она также не примиряется с возвращением
этого понятия, которое так ярко напоминает нам офицерские привилегии, мундиры, погоны, презрение к низшим классам.(-"зачем нужна военная строгость и порядок в коммуне , если там все свободно и добровольно жить будут!? И тем более в условиях полного военного окружения СССР и вероятностью войны в любую минуту??!!?)
Мы не можем входить в обсуждение всех заявлений автора, касающихся производства. Может быть, с точки зрения материального обогащения колонии это и полезное дело, но

педагогическая наука не может в числе факторов педагогического влияния рассматривать производство(это говорит высший чин "коммунистического", подлинно "советского" ,настоящего "социалистического" государства )

и тем более не может одобрить такие тезисы автора, как “промфинплан есть лучший воспитатель”

Такие положения есть не что иное, как вульгаризирование идеи трудового воспитания

Многие ещё говорили, и многие молчали с осуждением. Я наконец обозлился и сгоряча вылил в огонь ведро керосина.

–"Пожалуй, вы правы, мы не договоримся. Я вас не понимаю. По-вашему, например, инициатива есть какое-то наитие. Она приходит неизвестно откуда, из чистого, ничем не заполненного безделья. Я вам третий раз толкую, что

инициатива придет лишь тогда, когда есть задача, ответственность за ее выполнение, ответственность за потерянное время, когда есть требование коллектива.

Вы меня все-таки не понимаете и снова твердите о какой-то выхолощенной, освобожденной от труда инициативе. По-вашему, для инициативы достаточно смотреть на свой собственный пуп…"

Ой, как оскорбились, как на меня закричали, как закрестились и заплевали апостолы! И тогда, увидев, что пожар в полном разгаре, что все рубиконы далеко позади, что терять все равно нечего, что все уже потеряно, я сказал:

–"Вы не способны судить ни о воспитании, ни об инициативе, в этих вопросах вы не разбираетесь."
–"А вы знаете, что сказал Ленин об инициативе?"
–"Знаю."
–"Вы не знаете!"

Я вытащил записную книжку и прочитал внятно:

«Инициатива должна состоять в том, чтобы в порядке отступать и сугубо держать дисциплину», – из речи Ленина на Одиннадцатом съезде РКП (б) 27 марта 1922 года. Апостолы только на мгновение опешили, а потом закричали:

–"Так при чем здесь отступление?"
–"Я хотел обратить ваше внимание на отношение между дисциплиной и инициативой. А кроме того, мне необходимо в порядке отступить…"

Апостолы похлопали глазами, потом бросились друг к другу, зашептали, зашелестели бумагой. Постановление синедрион вынес единодушное:

-"Предложенная система воспитательного процесса-есть система не советская".

Кончено всё это лишь страх завистников , их древнее , ещё индивидуалистическое сознание и штампы, не принимающие и трясущиеся от всего нового, да тем более которое реально работает,в отличии от всех их потугов.Которые не открыв ничего нового-воспроизводили старые царские порядки в организации воспитания и дисциплины, что оборачивалось нервными срывами , не приносило никаких "коммунистических"-(как они понимали) результатов, кроме как очередного очага преступности ,где дети ночевали , а днём уходили в город: воровать,избивать,разбойничать ,и даже убивать.

Макаренко первый в мире на практике открыл совершенно новую, по своему размаху не уступающую всей революции науку-коммунистическое воспитание.

#воспитание #педагог #дисциплина #педагогика #образование #культура #отцыидети #политика #ссср

#комунисты

-2