Сейчас никто не удивляется тому, что среди женщин встречаются писательницы, мемуаристки, драматурги, публицистки, поэтессы и т.д., а ведь каких-то несколько веков назад ремесло - писатель считалось не женским делом. Так в списке русских писательниц 18 века можно насчитать всего 18 имен. Среди них значится и императрица Екатерина II, и сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна. Скорее даже Наталья Алексеевна писательница не 18 века, а 17-18 веков, так как она скончалась уже в 1716 году, на 43-м году жизни. Но с другой стороны и свою писательскую деятельность она начала приблизительно в 1706 г, т.е. все же в начале 18 века.
"... С сестрой Петра Великого, Натальей Алексеевной, появляется новый тип – тип артистки, писательницы, провозвестницы женщины-доктора будущего. И в быстром развитии последнего типа в наши дни нельзя не признать исторической преемственности", - пишет историк К. Валишевский («Царство женщин»).
И действительно, среди произведений Натальи Алексеевны насчитывается "две-три пьесы, непоставленных из-за отсутствия актеров", а на самом деле их не две, а целых четыре, а может быть, если по сусекам поскрести, даже больше: «Комедия о святой Екатерине», «Хрисанф и Дария», «Цезарь Оттон», «Святая Евдокия», почти все пьесы на основе жития святых. Известно также, что она переводила, сокращала или дополняла и ставила в своем театре Дон Жуана, если Алексей Толстой нам ничего не приврал, как обычно, в "Петре Первом" насчет постановки Дон Жуана, поскольку Дон Жуан это не из жития святых, как вы понимаете.))) Предполагалось также, что Наталья Алексеевна являлась автором рукописи трагедии “Стефанотокос”, дошедшей до ХХ века, но с точностью это не установлено, поэтому существует и другое предположение, что трагедия “Стефанотокос” написана в середине XVIII века, уже после смерти Натальи Алексеевны.
Сестрица Наталья Алексеевна была практически погодкой братца Петра Алексеевича и родилась 22 августа 1673 года, то есть на 1 год и два с лишним месяца позже Петра I (30 мая/9 июня 1672). Она также является дочерью царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной, да и назвали ее в честь матери. Только папеньку Наталья потеряла, когда ей было 3 года.
Известно из сохранившихся учетных книг, как ни странно, что чуть ли ни первыми игрушками, подаренными царевне Наталье Алексеевне были книжки: в 1.5 года для царевны расписали потешную книжку, а в 2 года расписали и вторую книжку. И как ей после этого не полюбить книжки с пеленок и не стать писательницей?)))
Конечно же, ей дарили и погремушки и деревянных куколок, но для кукол ей сразу изготовляли интерьеры - потешную мебель, кровать, кресло и шили кукольные платья, т.е. получались как бы куклы в декорациях театра - про кукол тоже записано в учетных книгах, а подарки ей дарили чуть ли ни каждый день.
В 6 лет Наталью Алексеевну начали обучать грамоте, рукоделию и вышиванию бисером, а потом уж дали обычное для царевен "теремное" образование. Она знала впоследствии несколько языков достаточно для того, чтоб переводить пьесы и интересующие ее произведения.
Почти в 9 с небольшим лет Наталья Алексеевна пережила первый стрелецкий бунт мая 1682 г, который оставил неизгладимое впечатление в ее душе.
Образование, воспитание у нее - хорошее - все как положено царевнам, а некоторые знания и навыки она приобрела вместе с Петром, например, проживала в селе Преображенском летом вместе с братцем и была "подругой дней его" юности. А потом Преображенский дворец стал ее вотчиной - здесь находился ее двор.
Царевне не суждено было выйти замуж, вначале Алексашка Меншиков ездил, "всех женихов отбил". Но на самом деле их связывали не более чем приятельские отношения и как бы дружба, как с другом брата. Петр бы не позволил сомнительному Меншикову жениться на Наталье, не про него невеста, происхождением не вышел. Да и она бы сама, вероятно, не пошла за него, осознавая свое происхождение.
А вот шведский король, 18-ти летний, Карл XII вполне мог бы сойти за жениха, но Наталье Алексеевне тогда уже было 27 лет - "перестарок" по всем понятиям. А предыстория такая. Петр I битву на Нарве в 1700 г. проиграл. Царь хотел отвоевать у Швеции Прибалтийские земли да не смог противостоять войскам резвого Карла, и тогда царь принялся хлопотать о перемирии через своего посла в Вене. А австрийский император в то время улаживал все международные конфликты. Петр отправил в Вену князя Голицына, который в 1702 году прислал Петру письмо:
«Король шведский здесь ищет и много, кому надлежит, обещал дать денег… Беспрестанно меня просят, чтобы вы приказали прислать персоны (портреты) сестры вашей, царевны Натальи Алексеевны, и брата вашего, царя Иоанна Алексеевича, дочерей. Здесь при дворе этого усердно желают, и не раз сама императрица говорила мне, что хочет как можно скорее видеть портреты; больше склоняются к царевне Наталье Алексеевне».
Из этого письма совершенно не следует, что 20-летний Карл взял бы да и женился на 29-летней (к тому времени) царевне Наталье Алексеевне, ведь он запросил еще портреты юных племянниц Петра - Екатерины, Анны и Прасковьи, дочерей единокровного брата Ивана Алексеевича. Но все же какая-то хлипкая надежда перед Натальей маячила. Но Петр предпочел не унижаться и не позорить родную сестру, а решить проблему со шведами на поле брани. Наталья осталась без жениха. А шведский король всю жизнь воевал, да так никогда и не женился.
Петр Алексеевич не позволил сестрице выйти замуж, однако повесил на нее воспитание наследника престола - своего восьмилетнего сына царевича Алексея Петровича (от его первой жены Евдокии), оставшегося без присмотра, когда Петр сослал свою жену в монастырь.
Народная молва тогда гласила: "Остудила царя к царице золовка ея, царевна Наталья Алексеевна". А гораздо позже Наталья Алексеевна, желая реабилитировать себя, написала пьесу о святой Евдокии, где пыталась доказать, что служение Богу есть высший смысл человеческой жизни, ради которого праведники отказывались от всех мирских благ.
Но только, когда племянник Алексей Петрович подрос, приблизительно в 1706 году, у Натальи Алексеевны появилось время реализовать себя на поприще искусств, драматургии и театра.
Как мы уже выяснили, Наталья Алексеевна разделяла многие увлечения и интересы братца Петра, особенно увлечение западной культурой. Она "грезила об Европейском театре", и веяния европейской моды были ей не чужды.
Историк Алексей Морохин пишет: «В отличие от других сестер царя, она тянулась к новым веяниям. Известно, что царевна открыто явилась в 1699 году на панихиду по умершему ближайшему соратнику Петра генералу Патрику Гордону, отпевание которого происходило в католическом храме. Наталья одной из первых русских дам надела открытое «немецкое» платье и выучилась встречать гостей не поясным поклоном, а церемонным «приседанием хвоста» – реверансом».
А в 1706-1707 царевна открыла у себя в Преображенском дворце домашний театр. Вернее помещение уже было со времен Алексея Михайловича и завораживало Наталью с детства. Любовь к театру, вероятно передали Наталье Алексеевне родственники и мамки с няньками, которые рассказывали ей о том, что во времена ее отца Алексея Михайловича в Преображенском была создана "(театральная) комедийная хоромина", в которой царь по десять часов к ряду, не отрываясь, с любопытством смотрел первые спектакли, в частности пьесу «Артаксерксово действо», написанную пастором Иоганном Годфридом Грегори из Немецкой слободы по мотивам «Книги Эсфирь» в 1672 г (год рождения Петра Алексеевича). По указам царя Алексея Михайловича труппа его "комедийной хоромины" выступала - зимой в Преображенском, а летом в Кремле. «Царю до того понравилась игра, что он смотрел ее в продолжение целых десяти часов, не вставая с места». (про Алексея Михайловича).
Вряд ли Наталья Алексеевна помнила сама отцовский театр, ей было-то всего три года по смерти отца, а представления были в основном для мужчин, а женщины с детьми смотрели на действо через ширму или дырки в занавесе.
После смерти Алексея Михайловича его сын - царь Федор Алексеевич приказал: «Палаты, которые были заняты на комедии, очистить, и что в тех палатах было, органы и перспективы (декорации) и всякие комедийные припасы, – всё свезти во двор Никиты Ивановича Романова…». Труппа (из актеров Немецкой слободы и городских московских мещан) была распущена, и про «новую потеху» все позабыли.
Таким образом царевна Наталья Алексеевна и ее родственница вдовствующая царица Прасковья Федоровна (жена Ивана V) вновь возродили театр в Преображенском.
А.Н. Толстой пишет нам уже про театр царевны Натальи Алексеевны:
«…А вот у меня в Кремле осенью будет новинка, так новинка. …Новинка будет изрядная…Тиатр (так писалось слово театр - примечания) ...Не совсем, конечно, как при французском дворе…Там, в Версале, во всем свете преславные актеры, и танцоры, и живописцы, и музыканты…А здесь – я одна, я и трагедии перекладывай с французского на русский, я и сочиняй – чего недостает, я и с комедиантами возись……Для начала, чтобы не очень напугать, будет представлено «Пещное действо», с пением виршей…А к новому году, когда государь приедет на праздники и из Питербурга съедутся, представим «Нравоучительное действо о распутном сластолюбце Дон-Жуане, или как его земля поглотила…» (А.Н. Толстой "Петр Первый").
Как видно из текста, для начала поставили пьесы с пением виршей (стихов), а затем ставились пьесы на темы инсценировки жития святых, переводных аглицких, французских и немецких романов, пишут еще "на современную тематику" - что-то о жизни того времени.
Петр I издал специальный указ для передачи (перевозки в Преображенское) театральной труппе сестры "все уборство", а также "комедиальное и танцевальное платье", привезённое несколькими годами раньше немецкими театрами "в златоглавую" из "комедийной хоромины (иногда пишут - храмины)", которая ранее находилась на Красной площади в Москве, передали даже декорации и тексты пьес. Актерами в театре служили слуги и приближенные царевны Натальи Алексеевны, а также слуги вдовой царицы Прасковьи Федоровны. Сама же вдовая царица Прасковья Федоровна (супруга Ивана V) и ее дочери - Екатерина Ивановна, Анна Ивановна и Прасковья Ивановна - помогали в устройстве театра.
В 1708 году Наталья Алексеевна переехала в Петербург, поселилась на Крестовском острове и продолжила театральное дело, создав "комедийную хоромину" для всех "прилично одетых людей" - для дворянской публики. Причем представления были бесплатными. Наталья построила настоящий театр в Петербурге. Она вкладывала много сил и даже своих денег в это детище. Для Петербургского театра пьесы писала сама Наталья Алексеевна, «довольно хорошо обдуманные и не лишенные некоторых красот в подробностях» и еще были задействованы "театральные мужи" Федор Жуковский, доктор Бидеон, Ф. Прокопович. В составе театра было всего 10 актёров и оркестр из 16 музыкантов. В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий, дворянство, зажиточные люди и т.д.
О том, что сама царевна писала пьесы донес до наших дней министр голштинского герцога граф Бассевич в своих воспоминаниях: «Принцесса Наталия, меньшая сестра Императора (Петра I), очень им любимая, сочинила, говорят, при конце своей жизни две-три пьесы, довольно хорошо обдуманные и не лишенные некоторых красот в подробностях; но за недостатком актеров они не были поставлены на сцену» (Записки Голштинского министра графа Бассевича).
Известно, что пьесы в театре делились на две группы: сцены из Библии и эпизоды из жития святых; переделанные сцены романтических и сказочных повестей, которые имели популярность в Европе. Были и постановки о Екатерине, Евдокии, Хрисанфе и Дарие.
Особенностями пьес Натальи Алексеевны считаются резкие смены коротких картин, коротких диалогов, а также в ее пьесах есть много поучительных моментов.
Например, произведение «Комедия Олундина» цесаревны Натальи Алексеевны можно назвать прообразом "Сказки о царе Салтане". "Комедия Олундина" это история о приключениях и путешествиях героев по заморским странам, о которых сама Наталья Алексеевна могла только мечтать, и ей никогда не удалось их пережить, но "фантазия была подключена" на основе рассказов брата и прочитанных книг. По мнению специалистов, эта пьеса о русско-турецких отношениях того времени.
В прологе «Иудифи» (рукопись из библиотеки Натальи Алексеевны) выражено мнение на Полтавскую битву 1709 г.:
"Ныне же сподобихомся очима зрети / Како шведская гордыня посрамися / И вся армея его до конца потребися / Нашего же пресветлого всероссийского монарха премудросмиренная десница превознесеся".
С измальства, чуть ли не с первых своих потешных книжек Наталья Алексеевна собирала библиотеку и собрала довольно приличную и с большим вкусом.
К сожалению, много она не успела, все ее замыслы не воплотились в жизнь, так как скончалась она 18 июня 1716 года от болезни желудка - соврменный диагноз - катаральный гастрит, не дожив 2 месяца до своего 43 летия.
Как уже писалось выше, царевна Наталья Алексеевна проживала в Петербурге во дворце на Крестовском острове. С 1717 года Крестовский остров назывался островом святой Натальи, в честь небесной покровительницы Натальи Алексеевны. К сожалению, после кончины царевны все книги из её театра сложили в подвальном помещении. Подвал часто затапливало во время наводнений и то, что осталось от её рукописей, восстановлению не подлежит.
Как бы там ни было, Наталья Алексеевна была и драматургом и театральным режиссером и устроительницей театра, она же вкладывала в постановки и свои средства. К сожалению, пьесы ее и какие-то другие очерки до нас практически не дошли или дошли немногие, начертанные ее рукой, хотя в подлинности таковых многие исследователи сомневаются. Но тем не менее, считают ее одной из первых писательниц XVIII века, а не только "театральной устроительницей".
Алена Ли.