Доброго времени суток!
Сегодня хочется поговорить с вами поговорить о том, стоит ли становиться авиадиспетчером в России.
Начнем с того, кто я.
Меня зовут Настя и недавно я закончила университет по целевому обучению по специальности "Организация использования воздушного пространства", что в принципе тоже самое, что авиадиспетчер.
Когда я поступала в университет, профессия казалось для меня мечтой - интересная работа, хорошие зарплаты, соц. пакет, гарантированное трудоустройство. В принципе в авиацию люди приходят по любви, остальным здесь сложно.
В 2022 году ситуация сильно изменилась. Давайте разберемся в плюсах и минусах на данный момент.
ПЛЮСЫ:
1. Конкурентная заработная плата
На само деле ситуация стала хуже, зарплаты стали меньше, но и работы тоже убавилось. В среднем диспетчер в зависимости от региона, класса и должности получает от 40 000 до 200 000 тысяч рублей.
Зарплаты на севере намного выше, чем в том же Питере, например, и загруженность там тоже не высокая. Связанно с тем, что мало, кто хочет работать где-нибудь на северном полюсе или на Камчатке.
2. Длительные отпуска
Отпуск составляет от 39 до 67 дней в год в зависимости от класса. Также дополнительно к этому в связи с обстановкой в мире участились простои, так как работников много, а работы мало. В среднем дополнительно к отпуску диспетчер отдыхает еще неделю в пару месяцев.
3. Бесплатные перелеты
Здесь на самом деле в каждом регионе по-разному. Как правило, можно раз в год слетать в любую точку мира совершенно бесплатно, а второй раз за 50%. Это также зависит от стажа и должности.
4. Работа в команде
Диспетчеры работают в сменах. Есть руководитель полетов (начальник) и в его команде 5-8 диспетчеров, которые периодически уходят в простой. В работе нужно тесно друг с другом коммуницировать и доверять, особенно диспетчеру Круга и Подхода.
5. Условия для отдыха
Смена длится 8-9 часов, каждый час или каждые 2 часа (по договоренности) диспетчеры друг друга меняются. То есть, например, сначала ты работаешь час, потом час отдыхаешь и потом снова работаешь. Более того, во время отдыха ты можешь отдохнуть в массажном кресле, поиграть в пинг-понг, посмотреть телевизор и даже поспать. Все ресурсы есть в комнатах отдыха.
МИНУСЫ:
1. Трудоустройство
Сейчас с трудоустройством стало значительно хуже, особенно в Питер и Москву. Желающих много, а мест мало. При этом в первую очередь на работу берут целевиков. У нас на курсе, например, таких учится 60+ человек. Поэтому если уверенны, что хотите связать свою жизнь с этой профессией, то лучше поступать сразу на целевое.
2. Стресс
Работа ОЧЕНЬ стрессовая. Нужно много всего знать и уметь применять в нужно время, также требуется внимательность, логика, умение слушать в двух местах одновременно и принимать решения. Прежде чем поступать, советую попробовать профессию на диспетчерском тренажере.
3. Учеба
Учиться нужно много. Диспетчер должен четко знать все законы и правила использования воздушного пространства, так как помимо ответственности за человеческие жизни, диспетчер несет уголовную ответственность. Вдобавок к этому обучение в России не самое качественное. Как правило, студент должен разбираться во всем сам, а на экзаменах преподаватели не самые требовательные.
4. Отбор
Чтобы попасть в профессию нужно пройти огромное количество этапов. Начиная с поступления и заканчивая трудоустройством. Во-первых, диспетчеры регулярно проходят медицинское обследования с довольно высокими требованиями. Сначала отбор проводится при поступлении, затем во время обучения каждые пол года и после обучения каждый день перед сменой и также каждые пол года. Раз в пол года - анализы и врачи, с которыми у вас могут быть проблемы и раз в год - полное обследование.
Помимо медицинского обследования при поступлении и при выпуске из университета необходимо пройти проф.отбор, который включает тест на 500+ вопросов, а также задачи на логику, внимательность и прочее.
Затем при трудоустройстве необходимо пройти тестирование (насколько вы освоили программу университета и насколько вы подходите в тот или иной диспетчерский центр). Если вы его успешно проходите, то далее предстоит стажировка минимум пол года с теоретической и практической частью.
Стоит ли поступать?
К выбору данной профессии стоит подойти ответственно, потому что этот путь не из легких и ради одной зарплаты сюда идти точно не стоит. Как плюсов, так и минусов предостаточно. Авиация подходит лишь тем, у кого действительно горят глаза при разговорах о самолетах.