Продолжим нашу экскурсию по легендарному крейсеру "Белфаст", находящемуся на вечной стоянке напротив лондонского Тауэра чуть выше Тауэрского моста. Пройдя через музейную часть крейсера и побывав в артиллерийских погребах главного калибра мы выходим на верхнюю палубу и проходим в носовую часть, чтобы осмотреть не только самые грозные пушки крейсера, но и самые красивые. Смотрите как они изящно смотрятся в своих громоздких и угловатых башнях. Я думаю девушки эти фото оценят.
Из предыдущих частей репортажа мы помним, что главный калибр крейсера составляют четыре бронированные башни Mk-XXIII с тремя орудиями 6"/50 BL Mk-XXIII каждая. В совокупности основное вооружение крейсера "Белфаст» и его систершипов состояло из двенадцати 6-дюймовых орудий. При скорострельности до восьми выстрелов на орудие в минуту главный калибр крейсера был способен производить 96 выстрелов в минуту. Башни главного калибра защищены броней толщиной до 4 дюймов (102 мм), а стоимость орудийных установок главного калибра составляла 75 000 фунтов стерлингов.
А теперь обо всем этом и подробнее, с чувством, с толком и с расстановкой.
Разработка орудий Mk-XXIII была следствием решений Лондонской конференции по крейсерам в январе 1929 года, которая ограничила калибр орудий крейсеров 6". Орудия получились несколько устаревшей конструкции в силу использования картузного заряжания, ручного досылателя и ручного механизма открытия затвора, тем не менее представляли собой грозное и надежное оружие. Всего было изготовлено 469 орудий. Однако при размещении орудий в трехорудийных башнях возникла одна проблема.
У первых крейсеров класса «Таун» возникли проблемы с рассеиванием снарядов, при ведении залпового огня. Был зарегистрирован разброс попаданий до 640 м. Первоначально считалось, что причина этого заключается во влиянии пороховых газов крайних стволов на полет снаряда из центрального орудия. Для устранения этого негативного фактора центральное орудие было сдвинуто на 30" назад. Но проблема полностью не исчезла. В 1937 году предположили, что всему виной вибрации, возникающие при неравномерном горении заряда кордита в патроннике. Для устранения этого вели рассинхронизирующую систему, которая задерживала выстрел из центрального орудия на доли секунды, - точность удалось повысить до приемлемых результатов. Плохо понимаю, как задержка выстрела снижала неравномерность горения заряда кордита.
Таким образом, орудия с обозначением 6"/50 BL Mark XXIII использовались для вооружения крейсеров класса: "Лендер", "Перт", "Аретуза", "Саутгемптон" ("Таун"), "Эдинбург" («Измененный "Таун"), "Фиджи" ("Колония"), "Цейлон" ("Улучшенная колония") и "Swiftsure" и имело следующие характеристики:
Дата разработки орудия: 1930 год
Дата принятия на вооружение: 1933 год
Вес тела орудия 7,017 т
Длина тела орудия 7,869 м
Затвор поршневой с ручным приводом
Скорострельность 6-8 выстрелов в минуту, по другим данным 5-6 выстрелов в минуту.
Боеприпасы картузного заряжания использовались двух типов: бронебойный снаряд с баллистическим наконечником и осколочно-фугасный снаряд. Оба имели вес в 50,8 кг и массу взрывчатого вещества 1,7 и 3,6 кг соответственно. Метательный заряд - 13,6 кг кордита (тип SC 150) или 14,5 кг смешанного ВВ (тип NQFP 128). Начальная скорость снаряда 841 м/с. Приблизительный срок службы ствола 1100 выстрелов. Боекомплект на орудие 200 снарядов. В 1948 году HMS "Belfast" имел в своих погребах 1384 полубронебойных снарядов, 960 - осколочно-фугасных, 474 - практических и 44 бронебойных/бетонобойных, всего 2862 снаряда. Бронепробиваемость бронебойным снарядом с баллистическим наконечником (Данные из "Nelson to Vanguard: Warship Design and Development 1923-1945.") составляла: на расстоянии 11430 м - 3" (76 мм) бортовой брони, 20120 м - 2" (51 мм) палубной брони.
Трехорудийные башни были установлены на крейсерах следующих типов и различались модификациями: "Саутгемптон" ("Таун") и "Глостер" ("Поздний город") в модификации Mark XXII; "Эдинбург" («Измененный "Таун"), "Фиджи" ("Колония"), "Цейлон" ("Улучшенная колония") и "Swiftsure" - в модификации Mark XXIII. Вес башен различался в зависимости от толщины бронировки. Например, на крейсере "Эдинбург" башня весила 185 тонн, на крейсере "Цейлон" - 163 тонны. У Mark XXIII у "Эдинбурга" толщин лобовой плиты составляла 3,9", остальных - 2". Оси орудий находились на расстоянии 198 см друг от друга, а откат составлял 42 см. Вертикальные углы наведения составляли -5/+45 градусов, при скорости наведения до 10 градусов в секунду. Угол заряжания составлял от -5 до +12,5 градусов, оптимальный: от +5 до +7 градусов. Башня могла поворачиваться в каждую сторону на 120 градусов со скоростью 5-10 градусов в секунду.
Башни Mark XXIII выгодно отличалась по конструкции от предшествующей модели Mark XXII. Визуально снаружи отличие прослеживалось в плоском лобовом листе угловатой формы, в отличии от более раннего округлого вида. Как уже говорилось, центральное орудие было размещено со смещением назад, чтобы уменьшить взаимовлияние стволов при выстреле, дать заряжающим больше «пространства для локтей» и лучше сбалансировать вращающуюся массу. Башни имели два правосторонних орудия и одно левостороннее.
Трехорудийная башенная установка Mark XXIII на крейсерах класса "Эдинбург" была оснащен электрическим двигателем мощностью 114 л.с. с гидравлическим приводом поворота башни и имела совершенно иную систему подачи боеприпасов по сравнению с более ранним типом Mark XXIII. Это были конструкции с так называемым «длинным стволом», где пороховой погреб находился ниже снарядного. Заряды передавались по лоткам из погребов в перегрузочное отделение, где они загружались вертикально на бесконечные цепные тали подъемников, спрятанные в трубах (смотрите предыдущий репортаж, ссылка в конце). На каждое орудие приходилось по одному подъемнику для заряда, и они шли прямо из перегрузочного помещения до орудийной башни. Каждый подъемник мог подавать по разным данным 10 (Wingate) или 12 (Campbell) зарядов в минуту.
В снарядном погребе снаряды из стеллажей подавались на независимо вращающийся круглый стол - "карусель" с электрическим приводом, который мог вмещать до 56 снарядов, уложенных с наклоном носовой частью вверх и наружу. Отсюда их вручную передавали на загрузочные лотки снарядных подъемников. Каждое орудие было снабжено собственным снарядным подъемником, который также мог подавать 10 или 12 снарядов в минуту (что превышало реальную скорострельность орудий). Снаряды попадали в орудийную башню вертикально, где опрокидывающимся ковшом перебрасывались на неподвижный лоток. Отсюда они шли на промежуточный лоток, а затем на загрузочный лоток, который поворачивался на рычаге от люльки орудия. Также имелась запасная линия подачи кордита в задней левой части центрального снарядного подъемника и вспомогательный подъемник снарядов сзади справа от правого подъемника снарядов. Пустые тубусы от кордита выбрасывались из башни наружу через специальные отверстия в ее задней части.
Расчет башни составлял 46 человек: командир башни, наблюдатель, башенный инструктор, установщик прицела, телефонист; три артиллерийских расчета (по 7 человек в каждом), состоящий из командира артиллерийского орудия, рабочего казенной части, подносчика снарядов, двух досылателей, приемщика зарядов и загрузчика зарядов); бригады отделения перегрузки снарядов (9 человек); бригады отделения обработки кордита (3 человека) и бригады погребов (8 человек). Кроме того, каждой паре башен был назначен один артиллерист и два электромеханика. Не совсем понятно из данного штата кем и как осуществлялась наводка орудий. Командирами орудий по вертикали и наблюдателем по горизонтали?
Как же работала башня?
Наводчики обычно следовали за механическим указателем, используя ручное управление, переходя на машинный привод только при перемещениях на большие углы. На каждой установке было по два двигателя наведения (один работал на вертикальное другой на горизонтальное?). Когда оба использовались вместе, скорость наведения составляла 5 градусов в секунду, но использование только одного двигателя ускоряло наведение до 7 градусов в секунду. Орудия заряжались целиком и полностью вручную, снаряды и заряды досылались также вручную. При этом кордит досылался отдельным членом расчета в целях безопасности.
Процедура заряжания. После того как башня выстрелила, осуществлялись следующие действия:
1. Наводчик перемещает орудия на угол заряжания: от -5 до +12,5 градусов.
2. Рабочий открывает затвор, вставляет новую трубку воспламенителя, прикрывает вентиляционное отверстие.
3. Рабочий лотка отодвигает защитный кожух, поворачивает загрузочный лоток орудия к казенной части и частично вталкивает снаряд в патронник.
4. Двое (?) номеров расчета ручным досылателем забивают снаряд
5. Рабочий выбрасывает заряд кордита из тубуса, который он все это время держал на плече, прямо в руки загрузчику кордита.
6. Загрузчик кордита загружает заряд через лоток в патронник, а затем убирает лоток. Странно почему он убирает лоток и что в это время делает досылатель кордита?
7. Оператор затвора закрывает затвор.
8. Наводчики наводят орудия в соответствии с заданными углами
9. Когда загрузочный лоток отодвигается от затвора, промежуточный лоток уже должен быть загружен очередным снарядом.
Надпись на казеннике:
BL 6 In Steel Mark XXIII
R.GF
N. N o S/4580
BL 6 In Steel Mark XXIII означает казнозарядное нарезное орудие с картузным заряжанием выпуска после 1890 года, калибра 6" стальное марки XXIII
RGF - построено на Королевском оружейном заводе, год изготовления не виден
N .N o S/4580 - серийный номер морской пушки 4580
На многих крейсерах снимали одну из кормовых башен (как правило «X») в качестве компенсации веса за добавленное электронное оборудование и легкое ПВО, а на ее место обычно устанавливали дополнительные зенитные орудия. HMS "Belfast" уникален тем, что сохранил все четыре своих 6" башни на протяжении всей войны и после нее. Сняты были только две установки 4"/45 орудий.
На этом пока все. В следующей серии мы осмотрим командирскую рубку.
Единственное чего я так и не понял про артбашни, предусматривалась ли индивидуальная вертикальная наводка или все три орудия двигались в вертикальной плоскости одновременно, что не есть хорошо? Судя по штатному расписанию вертикальный наводчик либо вообще отсутствовал как номер расчета, либо его обязанности выполняли командиры орудий. Однако замеченные рабочие места говорят нам о том, что у каждого орудия все-таки был свой вертикальный наводчик.
Использованы материалы:
1. HMS Belfast. Guidbook. 2010
2. Британская Википедия HMS_Belfast
3. NavWeaps
Предыдущие части:
1. Крейсер "Белфаст" - виды с берега
2. Крейсер "Белфаст" - на борту Полная версия ЖЖ
3. Крейсер "Белфаст" - в артпогребах
Навигация по моим материалам о Великобритании здесь
Понравилось? Обязательно ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение