Почему нужно читать разные переводы и как Древнее Послание применять в современном мире?
Попытайтесь передать свое состояние другому человеку и вы заметите, что не так-то просто подобрать нужные слова. Невозможно пересказать словами сон, пережитое состояние восторга также блекнет и теряется при пересказе.
В Ветхом Завете описаны духовные переживания людей. Всегда необычные, они несут в себе важное послание, адресованное людям или народу, при передаче этого послания жизнь его адресата существенным образом изменяется. Процесс принятия человеком Божественного послания и передача его другим людям связан с определенными трудностями — трудностями «перевода», которые обусловлены разрывом между нашей греховной реальностью и духовным миропорядком.
На страницах Библии описаны различные способы, с помощью которых Господь передавал людям Свою волю. Авраам, например, получил Божье обетование о наследниках в видении (см.: Быт 15:1–6), затем к нему были посланы ангелы (см.: Быт 18). Иосиф узнал о своей судьбе во сне (см.: Быт 37:5–11).
Проповедь Благой Вести о спасении от греха и смерти через смерть и воскресение Иисуса Христа начинает распространяться из Палестины по городам и весй Римской империи. При этом подход к передаче слова Божия разным народам был различным с самого начала.
Текстология Нового Завета обращает наше внимание также и на то, что каждое из Евангелий обращено к определенной аудитории. Матфей, обращаясь к иудеям, подтверждает божественность Иисуса генеалогией от Адама, сопровождает события из жизни Иисуса Христа ссылками на пророческие ветхозаветные писания, которые исполнились в личности Иисуса Христа. Марк, пишущий прагматичным римлянам, подчеркивает силу и власть в служении Христа, действие Бога в исцелениях, изгнаниях и чудотворении. Лука, адресующий Евангелие греческой аудитории, последователен и историчен в описании Иисуса как богочеловека, посланного в мир ради спасения людей. Евангелие Иоанна обращает особое внимание на духовный мир, символы и образы которого раскрывают миссию и служение Божественного логоса, что было необходимо для общения с аудиторией, знакомой с античной философией. Апостол Павел, проповедуя в Афинах, говорит: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано “неведомому Богу”. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян 17:22–23). Проповедуя язычникам, Павел учитывает особенности этой аудитории и выбирает в своем обращении отправную точку и аргументацию, отличные от тех, что были приняты у евреев.
Итак, на формы донесения Благой Вести повлияли и особенности авторского стиля, и необходимость учета менталитета аудитории, внимавшей Божьему слову. И если говорить о доступности Евангелия современному обществу, то перед нами снова встает вопрос о языке проповеди. Чтобы проповедь Евангелия достигла адресата, необходимо очертить круг актуальных вопросов, на которые ищут ответы современные люди.
Одним из принципиальных отличий современного человека от человека предыдущих эпох стала утрата им религиозного сознания. И если религиозному сознанию необходимо было понять, какой из богов истинен, то для нашего современника не очевидно то, что Бог вообще есть, и не понятно, что такое истина.
К потере этических ориентиров в сфере нравственности привел провозглашенный принцип свободы человека от Бога. В обществе более нет единого ответа на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо? Если перенести проблему на современную российскую почву, то в полной мере она проявлена, в частности, в отношении россиян к законам. Ведь если нет нравственных абсолютов, то почему бы не жить по собственным законам? Особенно если у человека есть много денег и власть. Но нет ничего нового под солнцем: мы наблюдаем сегодня — в условиях заявленной модернизации и развития нанотехнологий — возврат к первобытному правилу «кто силен, тот и прав».
Другим принципиальным отличием современности является размывание грани между реальностью и иллюзией, потеря критерия истинности. Отказ от суждений разума как критерия познания остро ставит вопросы в сфере образования. Например, как отличить достоверную информацию от недостоверной или что такое реальность и чем она отличается от фантазий (воображения)? Интерес к играм, виртуальной реальности и небывалое распространение наркотиков порождены перемещением поиска настоящей жизни и ее смысла из реального несовершенного мира в виртуальный игровой.
Автономность человека привела к сложностям и в сфере взаимоотношений. Так как современный мир выстроен вокруг интересов человека, то сосредоточенность на себе ставит вопрос о возможности познания другого человека: как обособленная личность может проникнуть в мир другой личности? Как строить общение? С чего начать?
Итак, современное поколение живет в незнании — оно не знает, что Бог существует и, следовательно, существуют истинные основания для нравственности, гуманизма, познания и взаимоотношений. Однако в своих реальных действиях человек противоречит современным убеждениям, и в этих противоречиях кроется большой потенциал для проповеди Евангелия. Различие в убеждениях и в жизни позволяют человеку увидеть это несоответствие и задуматься о нем.
В каждой из рассмотренных выше категорий есть ряд сущностных вопросов, которые могут по-новому связать духовное послание Евангелия и современный мир. Вот некоторые из них.
- Почему человека не удовлетворяет сытое существование? Почему безличное общение с порталом или механизмом не вызывает удовлетворенности? Откуда приходят творческие порывы?
- Почему коррупция и воровство чиновников не могут быть просто закреплены законодательно? Почему при принятии решений происходит нравственная оценка, хотя утверждается, что нравственного закона нет?
- Почему продолжается поиск лучшей школы или университета, когда утверждается, что знание утратило свою значимость? Почему всегда хочется узнать правду?
- Почему люди влюбляются, хотя говорят, что любви не существует, есть только секс?
Действительность подтверждает существование Бога, вложившего в нас нравственный закон, желание познавать мир и общаться с людьми, потому что общение — часть Его жизни. В Боге познаются любовь, смысл и полнота, которые потеряны в этом мире суеты. Духовный мир близок к каждому из нас — к нему лишь нужно сделать шаг.
Автор статьи — Татьяна Михайловна Горбачева
Заведующая Кафедрой Служения семьям и консультирования Евроазиатской богословской семинарии, кандидат психологических наук, Master of Divinity.