"Спящая красавица" как женская сказка
Почему я думаю, что сказка - "женская"? Не только потому, что героиня - принцесса. Здесь изначально слишком силен перекос женской энергии. "Детей у них не было... И вот, наконец, когда они совсем потеряли надежду, у королевы родилась дочка". То есть, с самого начала преемственность, скорее, ведется от королевы, а не от супружеской пары.
У колыбели возникают 7 фей-дарительниц, и 8-я, "забытая" и потому озлобившаяся.
Динамику всего сюжета держит конфликт молодой и старой женской энергии.
Это
- феи: старая, которая пророчит принцессе смерть, и молодая - смягчающая наказание на сон;
- старушка, которая, вопреки приказу короля уничтожить все прялки, спокойно прядет пряжу в укромном месте, и принцесса, уколовшаяся о её веретено;
- старшая фрейлина, которая после чудесного пробуждения "доложила принцессе, что завтрак подан", и сама проснувшаяся и не евшая сто лет принцесса (здесь конфликт уравновешен и власть уже в руках молодой принцессы).
Как видим, тройственная структура противостояния сохранена, как часто и происходит в сказочных сюжетах.
Так в чем же конфликт этой старой и новой женской энергии?
"...когда гости уселись за стол, дверь отворилась, и вошла старая фея - восьмая по счету, - которую забыли позвать на праздник. А забыли ее позвать потому, что уже более пятидесяти лет она не выходила из своей башни, и все думали, что она умерла".
Про что это может быть? Про установки, возможно родовые, семейные, которые "50 лет не выходят из башни" - то есть, остаются неосознаваемыми...И способны в момент рождения нового остановить развитие. Например, "если я стану счастливой/построю карьеру/создам бизнес, я предам маму", "быть богатой и счастливой стыдно", "наши женщины всегда терпели и вывозили всех на себе" - да все, что угодно. И вот такая преданность роду в виде следования императивам, погружает в "сон": когда все, вроде бы, неплохо, но энергии и драйва нет - жизнь словно вполсилы.
Пророчество старой феи было жестоким: "принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрет". Если помнить, что веретено - мужской символ - то, судя по всему, старая фея передает страх перед мужчинами, установку на то, что мужчина - агрессор. Или - шире - что мир опасен. Нарушив целостность, он способен убить...
Интересно, что в другом месте сказки вновь возникает "невинная" часть злой феи - старушка, которая мирно прядет пряжу на верху башни.
"- Что это вы делаете, тетушка? - спросила принцесса, которая в жизни не видывала прялки.
- Пряду пряжу, дитя мое, - ответила старушка, даже не догадываясь о том, что говорит с принцессой"...
То есть, образ этот амбивалентный, но постоянно в нем одно - старая женская энергия. И часто в реальности мать (или кто-то из старших женщин рода) выступает в этой амбивалентности: с одной стороны, "опасайся мужчин"/"другие вон сколько зарабатывают и всего достигли", а с другой - "когда ты уже замуж выйдешь, внуков бы"/"живи как все нормальные женщины, куда лезешь"....
Расколдовывание, или пробуждение от сна
В этой сказке есть интересная деталь: "В какие-нибудь четверть часа вокруг ограды замка выросло столько деревьев..., столько колючего кустарника... - и все это так тесно переплелось ветвями, что никто не мог бы пробраться сквозь такую чащу..." Думаю, это явная отсылка к бессознательному. То есть, вот это замирание, когда пророчество осуществилось в подростковом возрасте принцессы - получен первый травмирующий опыт, и она "засыпает" - в бессознательное погружается и само "пророчество", и факт бездействия, и не осознается страх перед жизнью... В реальности это выглядит как апатия, откладывание на потом, списывание бездействия и нежелания даже развлекаться на плохое настроение, собственную интровертированность, обстоятельства и что угодно.
Логично, что, когда идет засилье женской энергии, нужна мужская, для баланса и сохранения гармонического единства. Мне почему-то не верится в чудесный поцелуй извне :)
В роли прекрасного принца, которого даже издали магически притягивают крыши заколдованного замка, мне видится мужская часть нашей героини - спящей красавицы. Как происходит "замирание" женственности в реальности? Часто женщина становится "мужиком в юбке", считая себя сильной и не уступая ни пяди земли мужчине - из чувства самосохранения и компенсируя страх довериться.
И здесь я приведу цитату из книги "Она" Роберта Джонсона: "Жизненный путь женщины - это непрерывная борьба и эволюция по отношению к мужскому образу жизни, безотносительно к тому, находит ли она его вовне или внутри..."
То есть, рано или поздно (обычно к середине жизни, когда кризис этого возраста требует компенсации и смены ориентиров), женщина-"боец" с "заснувшей принцессой" внутри вдруг начинает подходить к осознанию того, что есть некоторая проблема. "Я устала все решать сама"; "Надоело быть сильной", "Хочу найти нормального мужчину"; "Сколько можно строить карьеру"... И так же предприимчиво и решительно начинает искать подступы к решению проблемы. (Возможно, наконец приходит и к психологу :) ). Ее мужская часть рационально понимает, что решение проблемы - прежде всего, в том, чтобы УВИДЕТЬ ее и осознать как проблему, игнорируя увертки психических защит...
"Принц шел один. Никому из его свиты не удалось догнать его: деревья, пропустив принца, сразу же сомкнулись за его спиной, а кусты опять переплелись ветвями. Это могло испугать кого угодно, но принц был молод и смел. К тому же ему так хотелось разбудить прекрасную принцессу, что он и думать забыл обо всякой опасности..."
Я видела женщин-бойцов, которые отважно шли в терапию. Этот опыт непростой, он правда может отпугнуть, но только не ту, которая устала "быть мужчиной" или "быть одной"...
"Принц невольно закрыл глаза: красота ее так сияла, что даже золото вокруг нее казалось тусклым и бледным. Он тихо приблизился и опустился перед ней на колени".
Как произошло исцеление? Принц УВИДЕЛ. И занял в физическом пространстве место, равное по отношению к лежащей принцессе. Кстати, поцелуя у Шарля Перро не было, и этот вариант мне отзывается глубиной и мудростью. Чтобы случился "алхимический брак", воссоединение мужской и женской частей внутри личности, они должны быть познаны ("Они разговаривали целых четыре часа и не успели сказать даже половины того, что хотели").
И здесь уже, в этом диалоге, появляется место для коррекции установок, касающихся женственности: "...влюбленный принц, разумеется, ни слова не сказал ей о том, что фасон ее платья вышел из моды по крайней мере сто лет назад и что такие рукава и воротники не носят со времен его прапрабабушки". На языке реальности это о том, что представления о женственности у самой "проснувшейся" женщины могут оказаться явно нереалистичными. Например: "И что, я теперь вся такая девочка-девочка - ресницами хлопать?!" Или как-то иначе. Просто в опыте нет этого умения быть с мужчиной без ощущения ущербности. Или быть в мужском мире сбалансированно, без гонки за достижениями и соперничества, тайного или явного...
Но ведь "наряды, которым сто лет", уже легко сменить?! После глубинной работы.
Автор статьи: Павловская Гражина Чеславовна
Источник: https://www.psyoffice.ru/18-116947.htm
Рады пригласить вас на открытые занятия курса «Женские инициации», где мы раскрываем тему Женской Природы и переходов, которые мы проходим в течение жизни.
Регистрация на занятия по ссылке: http://psyfeminine.ru/p/9c122a/?utm_campaign=dzen
#психологическийразбор #разборсюжета #сказкапродевочку #сказка #женственность #раскрытиеженственности
Читайте также на нашем канале статью:
- Тест: какая самая сильная черта вашей женственности?