В “Школе жен” театра имени Маяковского отдельное произведение искусства - костюмы Марии Даниловой. Когда будете смотреть спектакль (TheatreHD показывает его по всей стране в рамках программы “Золотая Маска в кино”), обратите внимание, как точно они отражают характеры героев! Светлый воротничок, залихватская кепи, подтяжки, вышивка, кружево - сколько деталей! И как все эти детали прячутся к концу истории, делая героев “общей массой”.
Интересных деталей очень много, но сейчас мы сейчас хотим рассказать вам лишь об одной из них. Как мы уже сказали, серую цветовую гамму разбавляет совсем немного ярких цветовых пятен. И среди них красные каблуки главного героя, Арнольфа, месье де ла Суш.
На первый взгляд может показаться странным, что такой чопорный, немолодой господин надел такую специфическую обувь. На деле же это важнейшая деталь, определяющая социальное положение, статус героя. Дело в том, что во времена Мольера красные каблуки служили настоящим знаком отличия и были, конечно, предметом особой гордости того, кто имел право носить подобную обувь.
Считается, что красные туфли как признак высшей власти - родом из Византии. Только император мог себе позволить подобную обувь. Во Франции Людовика XIV речь шла не о всей обуви, а лишь о каблуке. Но не только для короля, но и для дворян, принадлежащих ко двору. Своего рода метка, дающая знать окружающим, что ты в фаворе или в немилости. Впервые Людовик XIV надел обувь на каблуке на свою коронацию - король был небольшого роста, а каблуки позволили ему казаться значительнее. Про красный цвет существует странная легенда: якобы во время визита на бойню Людовик испачкал каблуки в крови - и вид обуви показался ему эффектным. Но, скорее всего, все дело в цене краски - красный краситель всегда был дорогим.
Король, а вслед за ним и знать (сначала только судьи, потом круг допущенных к красным каблукам был расширен) носили обувь на очень высоком каблуке, иногда он достигал и 10 см! Обувь такая, отчасти позаимствованная у персидской кавалерии, была не особо удобной для ходьбы (поэтому обладатели каблуков всегда ходили с тростью), но разве это имело значение? Посмотрите на портреты того времени, как изображенные на них люди гордятся этой частью гардероба, как ставят ноги так, чтобы было непременно заметно, в какой они обуви! Гордился, конечно, и Арнольф, совсем недавно купивший поместье, титул де ла Суш и получивший право на заветную красную метку.
Красные каблуки - лишь одна из многих интересных деталей прекрасного спектакля по прекрасной пьесе. Ждем вас на трансляции 26 июня.