Шалом дорогие друзья, традиционно учим Устную Тору перед шабатом. Мишна и талмуд.

Шалом дорогие друзья, традиционно учим Устную Тору перед шабатом. Мишна и талмуд. 

Шалом дорогие друзья, традиционно учим Устную Тору перед шабатом. Мишна и талмуд.    Toldot.ru  Трактат Шабат.

Шалом дорогие друзья, традиционно учим Устную Тору перед шабатом. Мишна и талмуд.    Toldot.ru  Трактат Шабат.-2

Toldot.ru 

Трактат Шабат.

МИШНА ШЕСТАЯ

בֵּית שַׁמַּאי אוֹמְרִים:

אֵין נוֹתְנִין אוּנִין שֶׁל פִּשְׁתָּן לְתוֹךְ הַתַּנּוּר,אֶלָּא כְּדֵי שֶׁיַּהֲבִילוּ מִבְּעוֹד יוֹם.וְלֹא אֶת הַצֶּמֶר לַיּוֹרָה, אֶלָּא כְּדֵי שֶׁיִּקְלֹט הָעַיִן.וּבֵית הִלֵּל מַתִּירִין.

בֵּית שַׁמַּאי אוֹמְרִים:

אֵין פּוֹרְשִׂין מְצוּדוֹת חַיָּה וְעוֹפוֹת וְדָגִים,אֶלָּא כְּדֵי שֶׁיִּצּוֹדוּ מִבְּעוֹד יוֹם.וּבֵית הִלֵּל מַתִּירִין:

ШКОЛА ШАМАЯ ГОВОРИТ: КЛАДУТ СВЯЗКИ ЛЬНА В ПЕЧЬ ТОЛЬКО ЕСЛИ ОНИ ВЫДЕЛЯТ ПАР ЕЩЕ ДНЕМ, А ШЕРСТЬ — В КОТЕЛ ТОЛЬКО ЕСЛИ ОНА ВПИТАЕТ КРАСКУ, НО ШКОЛА ЃИЛЕЛЯ — РАЗРЕШАЕТ. ШКОЛА ШАМАЯ ГОВОРИТ: СТАВЯТ СЕТИ для ловли ЗВЕРЕЙ, ПТИЦ И РЫБ ТОЛЬКО ЕСЛИ ОНИ ПОПАДУТ В НИХ ЕЩЕ ДНЕМ, А ШКОЛА ЃИЛЕЛЯ — РАЗРЕШАЕТ.

ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ШЕСТОЙ

ШКОЛА ШАМАЯ ГОВОРИТ: КЛАДУТ СВЯЗКИ ЛЬНА В ПЕЧЬ. После замачивания в воде связки льна клали в горячую печь для того, чтобы он нагрелся и отбелился. Мудрецы школы Шамая считают, что накануне субботы это делают ТОЛЬКО в том случае, ЕСЛИ ОНИ нагреются и ВЫДЕЛЯТ ПАР ЕЩЕ ДНЕМ. А ШЕРСТЬ — с целью окраски — в канун субботы кладут В КОТЕЛ с кипящей краской ТОЛЬКО в том случае, ЕСЛИ ОНА ВПИТАЕТ КРАСКУ — то есть если до наступления субботы есть еще достаточно времени, чтобы она окрасилась.

НО ШКОЛА ЃИЛЕЛЯ — РАЗРЕШАЕТ как класть лен в горячую печь даже в том случае, если он не успеет нагреться и выделить пар раньше, чем наступит суббота, так и закладывать шерсть в котел для окраски — даже если она не успеет впитать краску еще днем. (На чем основываются мнения обеих школ, разъяснено в предыдущей мишне.)

Гемара уточняет, что школа Ѓилеля разрешает окраску шерсти накануне субботы только в котле, который не стоит на огне если же под котлом горит огонь, то и школа Ѓилеля запрещает закладывать туда шерсть — из опасения, что красильщик поворошит горящие угли в субботу. Кроме того, школа Ѓилеля ставит условие, чтобы котел был закрыт крышкой, а его края были обмазаны глиной, чтобы предотвратить возможность того, что красильщик помешает в котле в субботу и тем самым нарушит запрет варить в субботу.

ШКОЛА ШАМАЯ ГОВОРИТ: СТАВЯТ СЕТИ для ловли ЗВЕРЕЙ, ПТИЦ И РЫБ в канун субботы ТОЛЬКО ЕСЛИ ОНИ ПОПАДУТ В НИХ ЕЩЕ ДНЕМ.

Йерушалми разъясняет, что речь тут идет об охотнике, который ставит сети в лесу, где есть много зверей, а сети такого размера, что в них может попасть только один зверь, максимум два зверя (Тосафот).

А ШКОЛА ЃИЛЕЛЯ — РАЗРЕШАЕТ ставить сети для ловли зверей, птиц или рыб перед наступлением субботы — пусть даже они ловятся в течение всей субботы

 На сайте evrey.com есть обзор обсуждения этой мишны в Талмуде.

Не кладут (перед субботой) связки льна в печь — это возможно, только если пар выйдет из них и раскалит печь еще до наступления субботы; не кладут шерсть в чан, при условии, что до шаббата она не успеет окраситься… — говорят последователи школы Шамая.

Процесс окрашивания может завершиться и в субботу, — отмечают последователи школы Ѓилеля.

Перед субботой не расставляют силки на животных и птиц, а также — сети для ловли рыбы, говорят последователи школы Шамая. — Это возможно лишь в том случае, когда есть уверенность, что еще до субботы добыча из силков (сети) будет извлечена…

Приступая к анализу первой части Мишны, Талмуд исследует суть, на первый взгляд, противоположных позиций Учителей.

Спрашивается, откуда представители школы Шамая выводят этот запрет? Ведь процесс размягчения красителей и т.п. протекает без вмешательства человека. Что с того, что некую работу в шаббат будет производит вода?

В процессе исследования этого запрета Талмуд приходит к выводу, что последователи Шамая выводят свое заключение из постановления Торы, в котором ясно сказано, что в шаббат не должен работать не только сам еврей, но «и слуга его, и скот его». То есть все то, что в определенном смысле составляет его собственность. Но если так, — выстраивают логическую цепочку Учителя, представители школы Шамая, — то и предметы, которыми еврей владеет, в субботу нельзя «вовлекать» в какой-либо рабочий процесс.

Последователи Ѓилеля не видят в этом проблемы. Они анализируют тот же запрет Торы, но рассматривают его с другой точки зрения. Наставление Торы, предусматривающее, что и животные в субботу должны отдыхать, предполагает, что, во-первых, человек не должен в этот день их использовать (ведь тогда получается, что он работает), а, во-вторых — животным тоже нужна передышка. Недаром в Торе есть и другой закон — о бережном отношении к скотине. И вообще, Тора запрещает мучить животных. Но на неодушевленные объекты такие законы не распространяются.

За основу составители Мишны, последователи Шамая, — говорят Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13 вв.), — берут в данном случае фразу из Торы: «Шесть дней работай и сделай всю свою работу» (Шемот, гл. 20, ст. 9). Вывод ясен: вся работа должна быть к субботе (к седьмому дню) завершена.

Представители школы Ѓилеля анализируют те же слова, но из другого отрывка Торы: «Шесть дней делай свою работу» (Шемот, гл. 23, ст. 12). И рассматривают их под несколько иным углом зрения. Здесь идет речь лишь об активном участии в «производственных» процессах, которое в шаббат запрещено. Но к неодушевленным объектам это не имеет никакого отношения.

Далее Талмуд приступает к обсуждению следующего пункта Мишны.

Тут, вероятно, требуются некоторые пояснения. Дело в том, что во времена Талмуда связками льна пользовались, чтобы дольше поддерживать тепло в печи. Эти связки сначала замачивались в воде, а потом их помещали во внутреннюю часть печи. При достаточно высокой температуре от этих связок шел пар, который, в свою очередь, нагревал стенки печи. Поэтому последователи Шамая говорили, что этот процесс должен завершиться до шаббата.

Что касается окраски шерсти, тут Учителя, выводя противоположные« рекомендации, просто рассматривали разные ситуации.

Отмечая, что окраска шерсти должна закончиться до наступления субботы, представители школы Шамая имели в виду такой способ, когда чан с краской стоит на огне. Даже если огонь разожжен до субботы, человек, не отдавая себе отчет в том, что нарушает субботний закон, может в какой-то момент подойти к чану и, чтобы поддержать нужную температуру, переворошить под ним угли. Делать это в шаббат запрещается.

Никаких возражений по этому поводу нет и у последователей Ѓилеля. Они также подчеркивают, что окраску шерсти таким методом непременно надо завершить до шаббата. Разрешение на завершение процесса окраски шерсти в субботу они дают, имея в виду, что человек пользуется иным способом — когда в разведенный в воде краситель опускают шерсть, доводят содержимое чана до кипения, а потом, сняв с огня, плотно закрывают чан и «замуровывают» в глину. Далее процесс окрашивание протекает без участия человека.

Анализируя последнюю часть Мишны, в которой говорится о ловле животных и рыб, Талмуд сообщает, что представители обеих школ, по сути, не имеют принципиальных возражений против того, чтобы в пятницу расставлять ловушки, чтобы поймать животное или птицу. Важна уверенность, что еще до наступления шаббата в них попадет добыча.

Но откуда же взять такую уверенность? Ловля животных и птиц — процесс «неуправляемый».

Тут все зависит от особенностей конкретной местности, — объясняют Учителя. — Если леса в регионе густо населены живностью, а ловушка при этом рассчитана на одного животного, добыча, как правило, не заставляет себя ждать. Иное дело — если животных в лесу мало…

В любом случае, если животное или птица попали в силки уже в шаббат, — говорят представители школы Ѓилеля, — это будет нарушением. Но от наказания хозяин ловушки освобождается. С него не требуют и реализации приношения хатат (символизирует искреннее раскаяние и стремление исправить ошибку)…

Автор текста Ханох Лернер