Судьба самолёта: история последнего выпущенного Ту-22М3

16K прочитали

Памятниками боевым самолётам в России никого не удивишь: начиная со второй половины ХХ века, списанные самолёты устанавливали во многих населённых пунктах бывшего СССР. Но как правило на постаменты попадали истребители или штурмовики. Бомбардировщики, тем более стратегические, тем более стоящие на вооружении, редко выставлялись на всеобщее обозрение. Поэтому памятник последнему выпущенному Ту-22М3 в Казани во многом уникален: это единственный в России бомбардировщик этого типа, находящийся в полностью открытом доступе.

Памятниками боевым самолётам в России никого не удивишь: начиная со второй половины ХХ века, списанные самолёты устанавливали во многих населённых пунктах бывшего СССР.

Казанский авиазавод выпускал серийные Ту-22М3 на протяжении 15 лет: с 1978 по 1993 год. После развала СССР сложилась следующая ситуация: завод поставлял собранные бомбардировщики Минобороны, но денег за них не получал. В итоге руководство завода поставило военным ультиматум: сначала деньги, потом самолёты. Денег у Минобороны, разумеется, не нашлось, и последний Ту-22М3, собранный в 1993 году, остался на территории завода.

Памятниками боевым самолётам в России никого не удивишь: начиная со второй половины ХХ века, списанные самолёты устанавливали во многих населённых пунктах бывшего СССР.-2

Изначально завод всё же планировал поставить самолёт заказчику, поэтому Ту-22М3 законсервировали до лучших времён. Но годы шли, а денег предприятие так не увидело. В итоге в начале 2000-х годов новенький самолёт распотрошили на запчасти, вытащив из него всё, что представляло хоть малейшую ценность.

Памятниками боевым самолётам в России никого не удивишь: начиная со второй половины ХХ века, списанные самолёты устанавливали во многих населённых пунктах бывшего СССР.-3

Ещё несколько лет пустой корпус Ту-22М3 пылился на задворках авиазавода, пока в 2007 году в его истории не поставили жирную точку. Самолёт выкатили с территории предприятия и установили в сквере напротив проходной завода. Вот так некогда абсолютно новый бомбардировщик стал памятником, простояв на заводе 14 лет.

Памятниками боевым самолётам в России никого не удивишь: начиная со второй половины ХХ века, списанные самолёты устанавливали во многих населённых пунктах бывшего СССР.-4

Самолёт поставили во взлётной конфигурации: с задранным носом и выпущенными на 20 градусов консолями крыла.

Памятниками боевым самолётам в России никого не удивишь: начиная со второй половины ХХ века, списанные самолёты устанавливали во многих населённых пунктах бывшего СССР.-5

Чтобы бомбардировщик не опрокинулся на хвост, сзади установили подпорки.

Памятниками боевым самолётам в России никого не удивишь: начиная со второй половины ХХ века, списанные самолёты устанавливали во многих населённых пунктах бывшего СССР.-6

Молодёжь вандалит, но в целом памятник в хорошем состоянии. В отличие от астраханского МиГ-23, например.

Памятниками боевым самолётам в России никого не удивишь: начиная со второй половины ХХ века, списанные самолёты устанавливали во многих населённых пунктах бывшего СССР.-7

Кстати, этот Ту-22М3 был не единственным бомбардировщиком, не попавшим в войска из-за финансовых трудностей в 90-х. На старой ВПП казанского авиазавода сейчас стоят ещё 4 планера Ту-22М3. В 2021 году появилась информация, что как минимум 2 задела хотят достроить и модернизировать до уровня Ту-22М3М. Шутили даже, что по программе модернизации могут достроить и памятник, дескать, самолёт всего лишь законсервирован и его можно вернуть в строй. Впрочем, шутки шутками, но я сильно сомневаюсь, что этот бомбардировщик когда-нибудь поднимется в небо.

***

Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.

Материалы по теме:

Русская "Валькирия": история бомбардировщика за миллиард советских рублей

Судьба самолёта: история последнего выпущенного Ту-144

МС-21: снаружи, внутри и в воздухе

Умирающий аэродром: брошенные самолёты в Астрахани

Судьба самолёта: печальная история Ил-18 СССР-75767

Судьба самолёта: история шереметьевского Ил-62

Старый Ту-154 в деталях: от носа и до хвоста

Судьба самолёта: история Ту-144 СССР-77107