Найти тему
ВолкЪ

Про матроса Серегу, спасжилет и хорошую морскую практику...

Часть вторая.

Часть первая тут

Поначалу, серьезной, ситуация не казалась, если вообще можно так говорить о ситуации МОВ. (Man Over Board-"человек за бортом"). Серега-флибустьер опытный, в панику не ударился, держится за леер, спасжилет на нем надет и застегнут, одет тепло, сверху непромокаемый плащ и длинные резиновые сапоги-на первом этапе это благо, хододная вода проникает под одежду, но там согревается от тела и за счет плотной одежды, не сообщается с холодной окружающей водой. Получается подобие "мокрого" водолазного гидрокостюма. Это изрядно продлевает жизнь человеку в холодной воде, отсрочивая наступление опасного для жизни, переохлаждения.

Тем не менее, пока голова оценивает ситуацию, руки на рефлексах отрабатывают, вбитый в подсознание, алгоритм действий: кнопка MOB на картплоттере, устанавливающая на карте точку падения человека за борт и автоматически строящая маршрут к ней, РУД в нейтраль, ключ зажигания на "стоп", дабы в суете, случайно не включить передачу и не порубить человека винтом.

Итак, теперь надо вернуть Серегу обратно на борт. Казалось бы, вытащить человека из воды в лодку-нет ничего проще. Как бы не так! Борт на РИБе-это круглый баллон, полметра в диаметре, он мокрый, скользкий и ухватится за него не получится. Набравшая воды одежда-это килограмм 30 веса+масса самого матроса за сто килограмм-руками такое не вытащить! Соответственно, забратся из воды в лодку можно только с кормы, оперевшись ногой на антикавитационную плиту мотора. Но до кормы, надо еще добратся: вдоль баллона РИБа идет веревочный леер, за который можно держатся, но он заканчивается где то в полметре от конусообразных окончаний баллонов (" сисек") Соответственно, что бы пробратся в корму, нужно отпустить леер и обогнуть баллон сзади, проплыв около полутора метров. Что собственно говоря, Александров и пытается сделать. Не тут то было! То, что легко и непринужденно делалось в теплый солнечный денек, при полном штиле на тренировке, в реальных условиях ледяной воды, полуметровой волны и свежего ветра, становится непосильной задачей! Стоило Сереге отпустить леер, лодку мгновенно относит ветром. Удержать тяжелый РИБ веслами, при таком ветре-пустая трата драгоценного времени.

Ладно, не беда, сейчас заведем маршевый движок, подойдем с наветренного борта, прикроем матроса от ветра и повторим попытку. Поворачиваю ключ зажигания...тишина! Потом выяснилось-слетел провод с аккумулятора. Прыжок на корму, рывок шнура ручного стартера...не успевший остыть, движок схватился с первой попытки и довольно заурчал. Слава Богу!!! Сейчас потерять ход-верная смерть для матроса-до берега ближайшего острова, живым ему не доплыть-замерзнет!

Пока возился с запуском двигателя, матроса из виду, конечно упустил. Поднимаю глаза-а найти его среди волн, в сгущающихся сумерках, не могу-за те несколько секунд, потребовавшихся для запуска двигателя, лодку от точки падения, отнесло ветром, метров на 30 и развернуло. Вот тут мне по настоящему, стало страшно!

Ладно, боятся потом будем, сейчас надо спасать человека. Возвращаюсь на точку МОВ по картплоттеру, и замечаю в волнах ярко красный жилет матроса! Слава Богу-нашел! Прикрываю от ветра и волны, Серегу бортом лодки, он хватается за леер. Мы вернулись к тому, что было в начале ситуации, с той лишь разницей, что Александров успел изрядно замерзнуть. А холод быстро высасывает силы из человека, ты как бы "цепенеешь", каждое движение дается все тяжелее и тяжелее.

Как то надо преодолеть участок борта, где нет леера. Отпорного крюка (эта такая штука типа багра, но с затупленными остриями-кто не знает) у меня на борту нет. Новенький "конец Александрова", после проверки и тренировки работы с ним, заботливо убран в рундук и завален горой более необходимого в повседневной жизни, хлама. Доставать его-уйма времени, Серега превратится в 110кг свежемороженного мяса. Длины и прочности собственного конца Александрова, для спасательной операции явно не достаточно! Да и он его успел убрать на место, перед тем как за борт свалится... Потому, "за не именеем гербовой, будем писать на простой", то есть использовать подручные средства. "Используй то, что под рукой и не ищи себе другое!" -говаривал известный герой мультфильма "За сто дней вокруг Света". Мудрый человек, скажу я вам, был!

В ход идет ручка спиннинга, Александров вцепляется в нее, я обвожу его вокруг окончания баллона, подтаскиваю к корме, Серега упирается ногой в антикавитационную плиту мотора-одно движение и он на борту!!! Все, самая сложная часть спасательной операции завершена! Вливаю в него полфляги коньяка, и на самом полном, летим на базу, отогревать изрядно померзшего матроса.

К счастью в тот раз, все кончилось хорошо, но Костлявая хозяйка косы постояла тогда, совсем рядом с Серегой.

Из каждой такой истории необходимо делать выводы, дабы не повторять предидущих ошибок...,а делать новые! Сделаем выводы и из этой истории:

1. Спасжилеты должны быть надеты и застегнуты на всех членах экипажа, как только они поднялись на борт! Даже в самой невинной ситуации...когда таковая прекратит быть невинной, одевать их будет уже поздно!!! И дело тут не в Законе и не в штрафах, а в безопасности экипажа!!! Да, неудобно, да жарко...но лучше потерпеть, чем отправится на корм крабам!

2. Не поддаватся панике! Паника убъет вас, господа флибустьеры, значительно раньше, чем волна, ветер, холод, голод, жажда или клинок врага! Пока вы можете здраво мыслить-у вас есть шанс спастись, как только вы потеряете холодный, здравый рассудок-вы мертвы сами и утащите за собой товарищей!

3. Тренировка! Наличие на борту спасательных средств не означает умения экипажа пользоватся оными! Эти навыки нужно загонять в подсознание, дабы когда они понадобятся, пользоватся ими на автомате. Помните, в критической ситуации, вы не воспарите к уровню того идеального супермена, как представляете себя в мечтах, а упадете до уровня вашей реальной подготовки!

4. Заранее, на берегу, продумывать все возможные и не возможные варианты развития событий и свои действия при возникновении оных. Наличие готового плана спасения, который нужно будет лишь слегка подкорректировать под возникшую в реальности ситуацию, позволит не поддатся панике и не тратить драгоценное время на обдумывание способов спасения.

5. Спасательные средства должны находится под рукой в полной готовности к немедленному их применению!

Даже если они мозолят глаз, мешаются, а использовать их, Бог даст, не прийдется никогда...

"Помните, если ваш револьвер находится хоть на дюйм дальше, чем вы можете его достать-считайте что у вас его нет!"

6. Спасательные средства должны иметь действующие сертификаты Регистров-это гарантирует их пригодность к использованию по назначению.

Наглядный пример-многие любят страховочные жилеты (спасательными они не являются) с камуфляжной расскраской. Будь на Сереге такой комуфляжный жилет-я бы его не нашел в сумерках, среди волн!

Да и при встрече с инспекторами ГИМС, диавол их разорви, сертификат Регистра спасет ваш кошелек от разорения! И на техосмотре, вам этот сертификат пригодится.

7. Штормовой леер.

Это такая веревка с карабинами на концах, один из них пристегивается в кокпите лодки, другой-к брючному ремню, петле на спасжилете или специальной "сбруе" на теле человека, наподобие альпинистской.

Зачем она нужна? Если вы вывалитесь из лодки на ходу, мотор заглушится специальной аварийной чекой, если вы конечно не забыли застегнуть ее карабин за спасжилет. Теоретически, мотор заглохнет, лодка остановится и вы сможете добратся до нее вплавь. Однако, практика показала, что даже при легком ветерке, догнать лодку вплавь-малореально. Это надо иметь ввиду! Штормовой леер позволит сохранить связь с лодкой, подтянутся к ней и поднятся на борт. Особенно актуальна эта штука, если вы один на борту или остальной экипаж не имеет уверенных навыков управления лодкой в сложных погодных условиях.

_____________________________________

О, а вот и наш обед подоспел! Трактирщик, любезный, принеси еще пару кувшинов с элем...

А всем капитанам и экипажам пожелаю 7фт под килем и что бы пользоватся спассредствами вам приходилось только на тренировках!

-2