Какой инструмент признан в православной церкви

144 прочитали

В православной церкви не принято аккомпанировать ни на каких инструментах во время службы, тогда как в католической или протестанской можно использовать орган, электрогитары, синтезаторы, барабаны. Но есть один "инструмент", который все-таки используется во время службы, о нем хочу поговорить.

 В православной церкви не принято аккомпанировать ни на каких инструментах во время службы, тогда как в католической или протестанской можно использовать орган, электрогитары, синтезаторы, барабаны.

Самый доступный и совершенный инструмент- это голос, он всегда с тобой и всегда звучит по твоему желаю. Пение неразрывно связано со словом. Стремясь передать смысл Божественного писания во время службы, акцент делался именно на слово, а мелодия песнопений это больше состояние души, в котором переплетается созвучие гармоний.

Как пишут святые отцы – это двуединство, то есть ритм мелодии и сила слов, слово и мелодия, поэзия и музыка, образующие священное песнопение.

Сказано в писании: "Пойте, Богу нашему, пойте", "Всякое дыхание да, хвалит Господа", возвышенное, хвалебное пение, предназначено для того, чтобы человек ушел от суеты дня и подумал о Боге. В природе голоса, есть некое совершенство, ведь он создан самим Творцом! Это потом, подражая голосу были изобретены инструменты, такие как: скрипка, флейта, виолончель и другие.

Кто же создавал мелодии для духовных текстов? Мы знаем Византийский напев, греческий, знаменный, Киевский, Болгарский, монастырских напевов тоже очень много. Композиторов здесь вы не найдете, эти напевы складывались годами и передавались "из уст, в уста".

Но есть и авторы, в 5 веке славились слагатели гимнов, Роман Сладкопевец, Андрей Критский (650-740), Иоанн Дамаскин (675-749), до сих пор на службах исполняются их творения.

В основном в хоре пели только мужчины, женщинам разрешалось петь только в монастырях. Смешанные хоры появились позже, вместе с равноправием полов в 20 веке.

 В православной церкви не принято аккомпанировать ни на каких инструментах во время службы, тогда как в католической или протестанской можно использовать орган, электрогитары, синтезаторы, барабаны.-2

Постараюсь не надоедать скучной информацией о том, как формировалась ранняя христианская музыка, хочу только, чтобы вы послушали саму музыку и поделились своими впечатлениями о ней. Византийский распев, возникает в первые века и является не отъемлемой частью богослужения, очень красивый и витиеватый, уносящий в даль, к самим небесам. Вот, послушайте, Византийский распев и скажите как вам? Впечатляет?

Многоголосие не приветствовалось ранней церковью. Первые мотивы были в основном одноголосными монодиями, считалось, что многоголосие разбивает слово, рассеивает внимание прихожан. Объединять в едином певческом ритме слово, настраивать, как говориться "на одну волну", вот предназначение церковного пения, тем самым символизируя стремление разных людей в единение со Христом.

С возникновением в Москве первого профессионального хорового училища (хора государевых певчих дьяков в 1479 году по указу Ивана II, позже в 1703 году по велению Петра I, его переименовывают в "Придворную певческую капеллу" и переводят в Санкт-Петербург), появляется много композиторов, которые пишут для церковного хора, среди них: Дмитрий Бортнянский, Максим Березовский, Александр Архангельский, Александр Кастальский, Гавриил Ломакин.

Хор-это многоголосный инструмент и конечно же, эту палитру можно было использовать гораздо шире, чем одноголосное пение. Возникает в XVII в. жанр вокального духовного концерта эпохи барокко-"партесный концерт", в переводе дословно: "пение по партиям", партий могло быть от 4-х, до 12-ти. Мастерами партесного русского концерта принято считать Николая Дилецкого (ок.1630 г.р.), Василия Титова (ок.1650 г.р.), а так же Дмитрия Бортнянского, Максима Березовского и мн. др.

Любовь к духовной музыке у многих композиторов вылилась в создание авторской "Божественной Литургии" и "Всенощного бдения" самые известные композиторы П. Чайковский, А.Кастальский, А. Архангельский и С.Рахманинов, сочиняли очень много прекрасной музыки, она весьма выразительная и гармонически красивая, но есть один недостаток, который они не учли-техническая сложность! Такая музыка стала больше подходить к концертным залам, но не для службы в храме. Предлагаю вам, послушать величайшее творение С.Рахманинова, "Всенощное бдение".

Интерес к старинной церковной музыке не угасает и по сей день. Ведутся исследование древней крюковой записи, возрождается стиль древнего пения знаменного распева, композиторы сочиняют избирая новые средства выразительности.

Жанр церковной музыки тесно связан с жизнью человека, будь это пение в концертном зале или на службе в храме, палитра выразительности в звуковых красках многообразна, а голоса на Русской земле, всегда славились своей красотой!

В заключении предлагаю снова послушать одно из моих любимых произведений, звучит в исполнении мужского хора, я за возвращение традиций мужского пения в храме, потому как, красота голосов невообразимая! Слушайте, Н.Н. Кедров "Отче наш", мужской хор "Русский формат"

В церковной службе есть ещё инструмент - это колокол. Колокольный звон начинает, сопровождает и заканчивает службу. За многолетний период сложилась традиция исполнения на определенные требы звона. А звонаря можно узнать по его игре, каждый звонарь имеет свой неповторимый стиль игры.

Существуют конкурсы - фестивали колокольного звона, которые проходят в таких городах, как Санкт-Петербург, Суздаль, Чебоксары и многих других городах России. Предлагаю вашему вниманию видео: монастырь Дохиар (Афон).

Сегодня, в храмах на службе звучат разные напевы и мотивы, каждый регент выбирает произведения по силам и возможностям своего хора. А "инструмент" не заменимый во время службы у каждого исполнителя всегда с собой. Пишите комментарии, возможно кому-то будет интересно узнать подробней о знаменном или византийском напеве, буду рада рассказать. Храни вас, Бог!

#церковное пение #колокольный звон #византийский #знаменный #церковная служба