Найти тему
13-й пилот

Читатели рассказывают. История от СНК: останки МиГ-29 в ангаре

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

В Мерзебурге в 1987 году упал самолет МиГ-29. Не то чтобы сам упал, просто летчик так пилотировал, что вывел самолет в режим обратной реакции на РУС и как… катапультировался над территорией сельхозкооператива ГДР! Командир полка на собрании оценил крайнее решение летчика, как очень своевременное, так как обошлось всё происшествие без пострадавших. Наш автор, этот эпизод из 1987 года не стал включать в свое повествование – авторское право! Естественно, что после такого события в авиации начинается расследование летного происшествия. В полку самолеты были новенькие, гарантийные. Может поэтому расследовать прилетели люди и из Москвы.

Силами полка всё, что смогли выкопать из немецкой земли в качестве останков красавца МиГ-29, привезли в отдельный ангар. На полу был нарисован контур самолета в натуральную величину и по этому контуру раскладывали собранные элементы конструкции. Конечно, это событие обсуждалось у нас в ТЭЧ! Да и как иначе, если все материалы фотоконтроля по двигателям и формуляры сразу же были у нас изъяты. А я как «студент» вообще с этим не сталкивался в жизни ни разу! За два года службы в ВС СССР и столько событий вместилось! Естественно, все гадали, по чьей вине упал самолет. Сейчас хорошо помню, что мы коллегами-офицерами не сомневались в нашей группе. Работа была поставлена четко. Личный состав был на уровне.

Видимо, для яркости красок воспоминаний о 2 годах службы, меня прикомандировали к специалисту по двигателям, который вел расследование. Товарищ подполковник из НИИ ВВС своё дело знал. Объяснил мне задание, и мы направились в тот самый ангар.

Наверное что-то от гражданского из меня еще не успело выветриться, потому что когда я увидел на полу ангара то, что стало с красавцем МиГ-29м, (это по восприятию 1987 года) на глаза накатились слезы. Этого я за собой ранее не замечал! Мне было его жалко! Еще больше жалости накатило, когда я увидел то, во что превратились два мотора! Эти два шедевра советского двигателестроения! Продукция ММПО им. Чернышева, где я работал до армии. Удивительно (или нет), но там я их не видел до этого ни разу! Даже на картинках.

Мне было поручено пробиться по воздушному тракту компрессора до камеры сгорания. С помощью слесарного инструмента я это сделал. В обоих двигателях все было забито землей. Я все сфотографировал для отчета. Потом исследовали лимбы РУД на двигателях. Они остались в том положении, в каком ударились о землю. Пленку сдал в объективный контроль.

На следующий день получил фотографии и передал их специалисту. Спросил, какие выводы по движкам. Он ответил – причина не в них. До столкновения с землей они работали штатно, и засосали земли по- самое не могу. Положение РУД это подтверждает. Работа закончена. Пообщались по-московски за жизнь, подсказал, что знал про Мерзебург, где что купить. Времени у них особенно не было и надо было его эффективнее использовать для личных целей.

И только он уже намеревался заняться этим важным делом, как ему новая вводная: Срочно вылетать в Витшток! Что такое? Там еще один МиГ-29 разбился!

И ведь как ему не повезло! В Витштоке гарнизон стоит в лесу, до ближайшей деревни на автобусе. Там точно никакого шопинга не будет. А расследовать по его специальности там нечего – просто в ходе учебного боя на втором самолете сработал не только фотоаппарат, а еще и пушка – привет специалистам по АВ! А летчик видимо был асс, раз завалил с одной очереди! Слава богу, обошлось без жертв. Вот такая невезучая у человека выпала командировка в ГДР.