Книга "Дневник кислородного вора", аноним (2006)

/Чепуха, нашедшая своего читателя/ Хуже эксгибиоционизма в литературе может быть только восторг подобными книгами.

/Чепуха, нашедшая своего читателя/

Хуже эксгибиоционизма в литературе может быть только восторг подобными книгами. Человек, не называющий имени, вешает на себя ярлык абьюзера и публично исповедуется, как он годами издевался над чувствами женщин. Его откровения под названием «Дневник кислородного вора» переиздавались 11 раз и вошли в топ-20 самых продаваемых книг на AMAZON и ITUNES, а на обложке красуется «Над пропастью во ржи» XXI века. Что?

Сюжет

Стиль действительно походит на единственный роман Джерома Сэлинджера. И здесь и там мы будто втихомолку читаем чужой дневник. Вот только в «пропасти» 16-летний юноша по имени Холден откровенно разговаривает с читателем об американской действительности и объясняет, почему не принимает ее общих канонов и мораль. Кислородный вор тем временем оголяет перед читателем не душу, а скорее фантазии, выдавая себя за того, кем он не является. Возможно, автор действительно пиарщик из Ирландии, алкоголик, параноик и женоненавистник, который раскаялся и таким образом просит прощения у каждой оскорбленной им женщины. Но он не абьюзер.

Автор рисует лишь поверхностный портрет морального насильника, по которому невозможно понять природу таких людей. Привлекательный, успешный, обходительный ухажер и умелый любовник, он очаровывал любую. В мыслях же мужчина ненавидел каждую женщину еще до знакомства и знал, что долго отношения не продлятся. Ведь вскоре он всегда жестоко шутил, грубил или просто пропадал, как только случился или должен случиться секс. По такому описанию создается впечатление, что каждый везучий по жизни смазливый подонок – абьюзер. И здесь кроется первый прокол автора.

/Чепуха, нашедшая своего читателя/ Хуже эксгибиоционизма в литературе может быть только восторг подобными книгами.-2

Абьюзеры

Основная черта абьюзеров не во внешности, успешности или хамстве. Ими могут быть и полные противоположности описанного образа. Что их объединяет между собой – жертва. Ее моральные насильники подбирают тщательно и следят за ее жизнью даже после расставания, чтобы однажды появиться в ней вновь. Ведь абьюзеры всегда намерены калечить душу, психику и жизнь жертвы медленно и как можно дольше, получая максимум удовольствия. Точечные авторские оскорбления женщин с пьяну или разовый секс с чужой невестой точно не об этом.

Убедительным абьюзером у автора выходит «милая» Эшлинг, которая появляется в жизни анонима и делит ее на «до» и «после». Изначально она идеально подходит на роль жертвы – яркая, интересная, увлеченная своим делом. Здесь есть где разгуляться. Ведь, желая обладать чертами выбранной жертвы, абьюзеры постепенно подавляют их в ней, чтобы в результате уничтожить. И моральные насильники не успокоятся, пока от ранее субъектной личности не останется лишь плотская оболочка с потухшим взглядом и страхом перед жизнью. Именно таким и становится самоуверенный аноним после встречи с Эшлинг. И здесь –второй прокол автора.

В том, что автор-абьюзер попался на уловки себе подобного, нет парадокса. Моральные насильники такие же люди, которые просто становятся жертвой более сильного соперника. Что удивляет в книге: почему аноним при встрече с Эшлинг забывает, что он тоже абьюзер? Он влюбляется, но всякий моральный насильник считает, что он любит свою жертву. И это не мешает ему играть с чувствами партнера, либо агрессивно сопротивляться испытаниям сильнейшего. Автор же сразу превращается в беспомощное существо, рисующее все ужасы издевательств Эшлинг, которые пока и в основном больше похожи на подростковые насмешки над слабым и одиноким одноклассником.

/Чепуха, нашедшая своего читателя/ Хуже эксгибиоционизма в литературе может быть только восторг подобными книгами.-3

Аноним сдается после первого же испытания женского воплощения его худшей стороны. На деле же прежде чем окончательно растоптать и бросить жертву, абьюзеры не однажды устраивают ей стрессовые ситуации, которым та отчаянно противостоит. Эшлинг сыграла на страхе анонима быть разоблаченным в черноте своей души. Этого – публичности – абьюзеры боятся больше всего. При этом описанная в книге сцена растолковывается подобным образом в самом последнем случае и с большой натяжкой. К тому же автор преподносит ее как в высшей степени непостижимое и жестокое издевательство над ним. Таким образом к финалу книга-раскаяние превращается в книгу-саможаления.

К чему приводит автор?

Концовка неплохо показывает природу абьюзеров. Это – неуверенные в себе и зацикленные на власти над другими инфантилы. Однако, откуда они берутся, из книги неясно. Психологи утверждают, что все наши проблемы идут из детства. В том числе там же и закладывается потребность моральных насильников в чужих эмоциях, то есть унижать других людей и получать удовольствие от их страданий. На самом деле таким образом они пытаются восполнить во взрослой жизни то, что недополучили будучи ребенком. Речь о банальном внимании. Автор всячески пытается объяснить, почему он это делает – издевается. Но из раза в раз повторяет, что ему это просто нравилось. Невнятное воспоминание о том, что мать и отец не отличались лаской и нежностью к ребенку, не позволяют понять анонима. Про Эшлинг объяснений и того меньше.

/Чепуха, нашедшая своего читателя/ Хуже эксгибиоционизма в литературе может быть только восторг подобными книгами.-4

Почему же книга популярна?

Успех книги заранее предопределила громко заявленная в аннотации тема морального насилия. В широких массах термин «абьюз» появился сравнительно недавно и быстро занял умы людей. Дело в том, что это явление встречается не только в романтических отношениях. Часто оно наблюдается в семьях, например, между родителями и детьми, также между друзьями, подругами, коллегами, везде. Здоровому человеку не хочется быть питательной средой для эмоционального паразита и тратить жизнь на борьбу с ветряными мельницами, ведь абьюзеры, увы, редко излечимы. А «Дневник кислородного вора» как раз обещает необходимые знания, которые помогут держаться от таких, как автор, подальше.

Но книга не дает исчерпывающих ответов. Однако понять это может только уже подкованный в теме читатель. Остальные просто примут на веру поверхностные авторские описания, характеристики и выводы, но в итоге так и не выяснят об абьюзерах ничего. Понятно, что автор описывает не явление в целом, а якобы реальный собственный опыт. При этом он выносит себе серьезный диагноз – моральный насильник. А для этого нужно быть в теме. Допустить, что аноним все знает и просто не вдается в подробности, не дают просчеты, о которых уже написано выше. Также на подвох указывает и стиль книги.

Стиль книги

Любой, кто работает с текстами, увидит профессиональный почерк коллеги. Книга не похожа на спонтанное душеизлияние, где не миновать пространных рассуждений и длинных описаний. В том контексте, что автор счел остаться анонимным, книга должна бы быть откровением перед самим собой. Вместо этого читателя увлекают не потемки чужой души, а действие. Много действий. Они затягивают в водоворот быстро сменяющихся событий. Возникает эффект телевизора: мозг увлеченно следит за двигающимися картинками в голове, тем более что часто сюжет рисует пикантные подробности сексуальной жизни главного героя. Остановок, чтобы подумать о смысле происходящего предусмотрительно не дается.

Немалую роль в «запойном» чтении играет и верстка. Большой шрифт создает иллюзию, что толстая книга читается быстро. В отдельные квадраты еще более крупным шрифтом выносятся циничные замечания автора о себе, женщинах, чувствах и другом. Они цепляют, но в контексте, как правило, ничего, кроме грубости и эпатажа, не представляют. Только одна фраза на всю книгу, сказанная об Эшлинг, имеет значение: «Вот насколько жалок я стал! Она закончила отношения, а я закончил телефонный разговор». Абьюзеров ничего так не уязвляет, как окончание отношений с ними. Но сделать это как можно скорее нужно, не для того чтобы сделать гадко моральному насильнику. Чем быстрее закончатся отношения с ним, тем меньше будет потерь для психологического здоровья жертвы, а в некоторых случаях и физического, ведь нередко абьюзеры переходят от обидных слов к рукоприкладству.

/Чепуха, нашедшая своего читателя/ Хуже эксгибиоционизма в литературе может быть только восторг подобными книгами.-5

Вывод

«Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя», – сказал как-то Антон Чехов. И действительно, уловки пиарщика, кем представился автор и возможно является на самом деле, отлично сработали и, очевидно, заработали. Только одно остается загадкой – почему «Над пропастью во ржи»? В сюжетном плане было бы справедливее сравнить якобы реальный сюжет «Дневника кислородного вора» с выдуманной «Лолитой» Набокова: и там, и здесь аноним описывает в дневнике свои болезненные наклонности и злодеяния. Хотя по глубине, смыслу, психологизму и таланту анонимный автор и в подметки не годится известному Набокову. Как вариант: сравнение анонима с Сэлинджером намекает, что аноним остановится на одном романе и больше публиковать ничего не будет. Что ж, будем надеяться.

/Чепуха, нашедшая своего читателя/ Хуже эксгибиоционизма в литературе может быть только восторг подобными книгами.-6

Лайк, если дочитали до конца) Спасибо!

#книга #обзоркниг #книги #рецензия #отзыв #отзывокниге #чтение