Микеладжело Буонарроти - архитектор. Финал

240 прочитали

Итак, мы с Вами остановились на том, что талант гения Ренессанса Микеланджело Буонарроти, был замечен папой Юлием II, пригласившим мастера в Рим. Главным заказом, выполненным для этого честолюбивого правителя, стала роспись плафона Сикстинской капеллы в Ватикане.

После смерти папы Юлия II, Микеланджело вернулся во Флоренцию. Однако без внимания папского двора он не остался. Очередной понтифик (кстати, в юности бывший товарищем гения) – Климент VII, заказывает мастеру гробницу герцогов Ме́дичи, из рода которых он происходил.

Портрет папы Клемента VII. Художник Себастьян Пьомбо
Портрет папы Клемента VII. Художник Себастьян Пьомбо
Уточню, что когда Микеланджело получал этот заказ в 1520 году, правителем Ватикана был другой Медичи - Лев X, а будущий Климент VII - Джулиано Медичи, был тогда кардиналом и архиепископом Флоренции. То есть формально, заказчиком выступал кардинал Джулиано, при поддержке, разумеется, действующего папы.
На портрете ниже (кисти великого Рафаэля), мы как раз видим папу Льва X и будущего Климента VII (слева от папы, по его правую руку).
Рафаэль Санти. Портрет папы Льва Х с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси
Рафаэль Санти. Портрет папы Льва Х с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси

Почти 15 лет Буонарроти был занят этим проектом, который не принёс ему удовлетворения, и который он так и не завершил. Здесь он выступает не только как скульптор, но и как архитектор, разрабатывая проект самого здания гробницы и его интерьеров.

Микеланджело. Здание капеллы Медичи во Флоренции
Микеланджело. Здание капеллы Медичи во Флоренции

Внешний облик капеллы нельзя назвать выдающимся, кроме, пожалуй, одного необычного элемента - шар венчающий фонарь купола не идеально круглый, а, по прихоти гения, гранёный :)

Микеланджело. Фонарь купола капеллы Медичи
Микеланджело. Фонарь купола капеллы Медичи

А вот интерьер этого здания поражает своей гармоничностью, выстроенностью, игрой фактур и цветов облицовочного камня, но прежде всего, изваяниями, которые в нём находятся.

Микеланджело. Капелла Медичи. Интерьер
Микеланджело. Капелла Медичи. Интерьер

У двух противоположных стен капеллы мастер располагает фигуры, увековечивающие память двух Медичи – Лоренцо (герцога Урбинского) и Джулиано (герцога Немурского). Они лишены портретных черт – Микеланджело по-прежнему изображает лишь обобщённо-прекрасные образы в скульптуре. Один из герцогов задумчив и погружён в себя, второй энергичен и готов к действию.

Микеланджело. Фигура Лоренцо Медичи
Микеланджело. Фигура Лоренцо Медичи
Микеланджело. Фигура Лоренцо Медичи
Микеланджело. Фигура Лоренцо Медичи

У их подножий располагаются мужские и женские фигуры, олицетворяющие неумолимо бегущее время, неминуемо ведущее к смерти: Утро и Вечер, День и Ночь.

Микеланджело. Гробница Лоренцо Медичи со статуями Вечера и Утра
Микеланджело. Гробница Лоренцо Медичи со статуями Вечера и Утра
Микеланджело. Гробница Лоренцо Медичи со статуями Ночи и Дня
Микеланджело. Гробница Лоренцо Медичи со статуями Ночи и Дня

Между гробницами герцогов помещена скульптура, изображающая Богоматерь с младенцем Иисусом.

Микеланджело. Мадонна Медичи
Микеланджело. Мадонна Медичи

Позы, лица, положения и ракурсы тел всех изваяний – всё выражает щемящее чувство обречённости, безысходности и глубокой меланхолии. Невозможно не согласиться со словами П. Муратова, который отмечал: «печаль разлита здесь во всём и ходит волнами от стены к стене».

Престарелый Микеланджело всё чаще думает о смерти, чувствуя, что пережил свою эпоху. Уже умерли многие его великие заказчики, друзья и главные соперники – Рафаэль и Леонардо. Умерла возлюбленная (известная поэтесса Виттория Колонна), чувство к которой озарило закат его жизни.

Микеланджело. Рисунок, изображающий Виторрию Колонна
Микеланджело. Рисунок, изображающий Виторрию Колонна

Однако он по-прежнему занимается скульптурой, много рисует, пишет стихи. И всё больше и больше гения привлекает зодчество. Можно смело назвать шедевром архитектуры Ренессанса интерьеры первой публичной библиотеки Европы – библиотеки Лауренциа́ны во Флоренции, созданные Микеланджело.

Микеланджело. Интерьер библиотеки Лаурециано во Флоренции
Микеланджело. Интерьер библиотеки Лаурециано во Флоренции

Особенно замечательна лестница этого здания, ступени которой имеют необычную, криволинейную форму, благодаря чему, возникает ощущение движения. Очень точно В. Лазарев выразил впечатление, которое производит эта лестница, сказав, что она подобна «потоку лавы, вытекающему из узкого дверного проёма».

Микеланджело. Лестница библиотеки Лаурециано во Флоренции
Микеланджело. Лестница библиотеки Лаурециано во Флоренции
Микеланджело. Лестница библиотеки Лаурециано во Флоренции
Микеланджело. Лестница библиотеки Лаурециано во Флоренции

Когда из Рима в 1546 приходит новое предложение – принять руководство работами над строительством собора Св. Петра, престарелый мастер (ему уже 70 лет!) принимает этот вызов. Его последний шедевр – купол, гордо воспаривший над главным католическим храмом мира. Он поднимается в высоту на 119 м, имея диаметр 42 м.

Микеланджело. Чертёж купола собора Св. Петра в Риме
Микеланджело. Чертёж купола собора Св. Петра в Риме
Собор Св. Петра в Риме
Собор Св. Петра в Риме

В этом творении Микеланджело пытался превзойти великого Филиппо Брунеллески. Однако, хорошо понимая сложность такой задачи, он говорил: «Повторять тебя не хочу, лучше сделать не умею». Тем не менее, ему удалось, воплотив собственную сложную концепцию, создать нечто более величественное и торжественное, чем у предшественника. Каждой своей деталью, купол собора св. Петра рождает ощущение динамики, устремлённости ввысь.

Микеланджело. Купол собора Св.Петра в Риме
Микеланджело. Купол собора Св.Петра в Риме

Подобно тому, как и в микеланджеловских творениях живописи или ваяния, здесь бурное движение, внутренняя борьба контрастов, сочетание всех элементов и пропорциональность каждой отдельной части, создают впечатление единого целого, замкнутого и самодостаточного организма.

Можно сказать, что если купол Брунеллески над собором Санта Мария дель Фьоре во Флоренции стал символом зарождающегося Ренессанса, то купол Микеланджело, возведённый над собором св.Петра в Риме – финальной точкой или даже мощным аккордом, знаменующим его финал.

Если вам понравилась публикация, то не забудьте поставить лайк, а может, и подписаться на канал. :) Все публикации вы можете найти в полном каталоге статей.

Больше о культуре и искусстве эпохи Возрождения читайте здесь:

Эпоха Возрождения. Особенности и достижения

Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто

Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?

Как устроен дантовский Ад?

Чистилище Данте - путь спасения

Рай Данте - обитель Света и Любви

Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет

Джованни Боккаччо и его "Декамерон"

Медичи - правители Флоренции

Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры

Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"

Почему Донателло считается первым скульптором Ренессанса?

Мазаччо - первый художник Ренессанса

Боттичеллевское настроение

Загадки Леонардо. Что мы знаем о гении?

Тайны "Тайной вечери" Леонардо да Винчи

Опять Джоконда?!

Рафаэль Санти - "певец Мадонн"

Рафаэль в Риме

Рафаэль - архитектор, скульптор и поэт

Микеланджело Буонарроти - скульптор. Молодость

Микеланджело Буонарроти - живописец. Зрелость

Микеланджело Буонарроти - архитектор. Финал

Микеланджело - поэт

Венеция принимает эстафету

Загадки Джорджоне