Найти тему
Необычная наука

Что такое время?

Оглавление

Для всех оно проходит в разном ритме. Для некоторых это, кажется, занимает много времени, для других это почти ускользает сквозь пальцы, а третьи не обращают на это особого внимания. Жизненный опыт, возраст, пол или воспитание влияют на его восприятие.

В 1905 году воображение физиков было возбуждено специальной теорией относительности Альберта Эйнштейна, которая изменила наше понимание времени, пространства и движения, доказав, что время является относительной величиной. Биографы этого нобелевского лауреата цитируют слова, с помощью которых он объяснял свою сложную теорию студентам:

“Проведите минуту в духовке, и вам это покажется часом. Проведите час с красивой женщиной, и это покажется вам минутой ”.

Но знаменитый физик был обеспокоен не только влиянием психологического аспекта восприятия времени. Он доказал, что время напрямую зависит от движения. Без движения не было бы времени, и наоборот.

Восприятие времени меняется с возрастом. Пожилые люди часто утверждают, что каждый новый год проходит все быстрее и быстрее. Можно ли это объяснить рациональным образом? На этот счет существует несколько теорий. Первая имеет нейронную основу и связана с восприимчивостью мозга к получению новых стимулов. Маленький ребенок, который только начинает познавать мир (вкусы, запахи, звуки и образы), ежедневно контактирует с бесконечным количеством новых стимулов. Аналогичная ситуация складывается и с подростками, которые в этот период жизни многое переживают впервые, постоянно заводят новых друзей, и каждый их день наполнен испытаниями. Чем старше мы становимся, тем больше рутины проникает в нашу повседневную жизнь. Люди получают постоянную работу, женятся и оседают на одном месте на много лет. Обыденность заставляет жизнь казаться нам монотонной, и каждый день похож на предыдущий.

-2

Вторая теория, доминирующая в настоящее время, объясняет различия в восприятии времени людьми в разном возрасте с помощью закона Вебера-Фехнера. Упрощая, это относится к связи между восприятием и чувствами — чувства реагируют на изменение стимула на определенный процент от его текущего уровня; однако восприятие этого изменения - очень индивидуальный вопрос. Есть много примеров: мы по-разному реагируем на гудок автомобиля, проезжающего под нашими окнами посреди ночи, когда мы спим, и по-другому в середине дня. Звук, который пробуждает нас от глубокого сна в одну часть дня, может быть совершенно незаметным в другую. То же самое, вероятно, верно и с течением времени. 10-летний ребенок будет воспринимать 5 лет как половину своей жизни, тогда как для ювелира, задувающего 50 свечей на торте, 5 лет - это 1/10 жизни или ее малая часть. В обоих случаях перспективы разные.

-3

Зефир и жизненный успех

Один из самых популярных экспериментов в области мотивационной психологии был проведен в Стэнфордском университете в конце 1960-х годов. Его создателем был американский психолог Уолтер Мишель, который пригласил 4-летних дошкольников к эксперименту и предложил им определенную договоренность. Он положил перед ними сладкий зефир и сообщил, что они могут съесть угощение сразу или подождать 15 минут и получить еще один зефир. Затем Мишель выходил из комнаты и оставлял детей с тем, что оказалось большой дилеммой. 15 минут для 4-летнего ребенка - это вечность, а воздержание от употребления сладостей - подвиг, требующий значительной силы воли. Из 653 детей только 30% решили подождать, надеясь на вознаграждение. Но эксперимент на этом не закончился.

-4

Много лет спустя Мишель разослал родителям детей, участвовавших в исследовании, анкету, в которой он спрашивал об успехах их детей в жизни. Оказалось, что малыши, которые проявили терпение, получили значительно лучшие результаты на выпускных экзаменах, тестах и успешно справились со стрессом, у них также было меньше шансов попасть в неприятности с законом. Каков вывод этого эксперимента? Тест касался способности откладывать удовлетворение, которое сопровождает человека на разных этапах развития. Кажущиеся тривиальными и незначительными решения (съесть что-нибудь сладкое немедленно или подождать и получить за это вознаграждение) определяют тип отношений, которые могут развиться у подростка с течением времени. Если он не воздерживается от быстрого употребления награды, это указывает на его сосредоточенность на настоящем. Если, с другой стороны, он выдержит испытание временем - его можно считать ориентированным на будущее.

Парадокс восприятия времени

Профессор Филип Зимбардо, известный своим тюремным экспериментом, проведенным в 70-х годах в подвале Стэнфордского университета, много лет изучал проблему времени. Он даже написал об этом книгу и прочитал серию лекций. Американский психолог говорит, что почти каждый аспект нашей жизни влияет на то, как мы смотрим на течение времени. Такие факторы, как климат, место проживания, общество, из которого мы происходим, материальный статус, религия или культура, формируют наше восприятие. Конечно, по мере изменения одного из этих компонентов может измениться и восприятие. Ученые утверждают, что в любом возрасте мы способны изменить наш взгляд на восприятие времени.

-5

Один из социальных психологов Роберт В. Левин опубликовал книгу “География времени” в 1997 году, в которой он опирается на различия в восприятии времени людьми, живущими в разных широтах. Левин путешествовал по всему миру, используя специально разработанные индикаторы в каждом месте, чтобы изучить восприятие времени многими национальностями. Он и его команда проанализировали, среди прочего, популярность наручных часов, скорость ходьбы и время, необходимое для выполнения поручений или походов по магазинам. Оказалось, что быстрее всех живут жители Западной Европы во главе с Германией, Ирландией и Швейцарией. Самые медленные - бразильцы и индонезийцы. Кажется совершенно очевидным, что время течет по-разному на ленивых и залитых солнцем пляжах Лос-Анджелеса и немного по-другому во время суровых морозов в Сибири. Вера также меняет точку зрения человека. Было доказано, что протестанты более ориентированы на будущее, чем католики. Материальный статус не менее важен. Более бедные люди часто размышляют о прошлом, и именно на этом они проводят время. Те, кто добился успеха в своей карьере, с большей вероятностью сосредоточатся на планах и действиях и оставят неудачи далеко позади.

-6

Как мы воспринимаем время?

Было проведено исследование, в ходе которого 155 человек обоего пола в возрасте от 18 до 25 лет получили анкету, из которых 63% были женщинами и 37% мужчинами. И обнаружили, что женщины были теми, кто больше ценил быстротечность момента и с большей вероятностью анализировал течение времени. А когда речь зашла о перспективах развития во время лечения, респонденты были разделены на три группы: студенты университетов и работающие люди. Самые молодые люди с большей вероятностью демонстрировали враждебное или дружелюбное восприятие течения времени по сравнению со своими старшими сверстниками. Это легко объясняется перепадами настроения, которые происходят в этом возрасте.

-7