177,9K подписчиков

Свадьба для американцев, побег к Тарасовой: куда пропал бывший муж Родниной

74K прочитали
   Ирина Роднина и Александр Зайцев в день бракосочетания.© РИА Новости / Юрий Сомов
Ирина Роднина и Александр Зайцев в день бракосочетания.© РИА Новости / Юрий Сомов

Двукратному олимпийскому чемпиону Александру Зайцеву сегодня исполняется 70 лет. РИА Новости Спорт вспоминает историю человека, который не побоялся встать в пару с великой Ириной Родниной и какое-то время был для нее самым близким человеком.

Как будто вся жизнь вела его к тому, чтобы в решающий момент не проиграть ни одного турнира, не отдать ни одно золото. Кататься он начал в шесть лет в зимнем парке в родном Ленинграде, а тренироваться довольно серьезно почти тогда же, причем прямо возле дома — во дворе заливали коробку, где открыл секцию фигурного катания Анатолий Давыденко. Вот так Александр Зайцев делал первые дуги, крюки и выкрюки на открытых катках с ледовыми зазубринами от ветра, полностью завися от времени года. Дольше трех месяцев в году тренироваться у него не получалось, пока он не оказался на стадионе при городском заводе.

Непонятно, чего в нем было больше, таланта или желания, но в заданных условиях Александр вырос в приличного технаря. Ему удавались прыжки, плюс к этому он был атлетичным. Именно Александр Зайцев с его партнершей Ольгой Давыденко (дочерью тренера) первыми в истории исполнили тройную подкрутку — это было в 1971 году. Тогда по степени сложности тройная подкрутка воспринималась как четверная сейчас.

В общем, Зайцев был завидным партнером, несмотря на свою относительную неизвестность по сравнению со звездой Ириной Родниной. И тренер Станислав Жук, в 1972 году приглашая Александра для Ирины, оставшейся без партнера уже в статусе олимпийской чемпионки, предвидел что-то очень важное для новой пары.

Согласиться на такое предложение для Зайцева было вызовом. Тренироваться приходилось даже не много, а запредельно много.

“Первое время приходилось очень тяжело. Три часа скольжения. Каждый день. И это не считая других тренировок. У меня ноги сводило на льду. Начинали рано, заканчивали в 10, 11 вечера”, — вспоминал потом Александр Зайцев.

Но они все же втянулись и сблизились с Ириной так сильно, что в какой-то момент даже отважились поменять тренера и вдвоем ушли к Татьяне Тарасовой. Причина была проста — разошлись во взглядах на работу. Кто знает, решились бы Зайцев и Роднина на этот переход, если бы не были тогда связаны друг с другом теплыми личными отношениями.

   Ирина Роднина и Александр Зайцев с сыном© РИА Новости / Дмитрий Донской
Ирина Роднина и Александр Зайцев с сыном© РИА Новости / Дмитрий Донской

С момента объединения пары с Тарасовой фигурное катание узнало совсем другую Роднину и совсем другого Зайцева. Как рассказывал потом Александр, это был бесконечный творческий поиск, в котором ему иногда оставалось только ждать, как “тетя Таня” и Ира напридумывают всякого и вернутся к работе. Но он и сам стал другим — по воспоминаниям Тарасовой, всегда молчавший при Жуке Зайцев обрел уверенность и стал высказывать свое мнение по любому поводу.

Так появились их гениальные программы “Погоня”, “Время вперед” и многие другие. Самая лучшая пара на льду продолжала оставаться таковой в жизни — в 1975 году Роднина и Зайцев сыграли свадьбу, и масштаб ее сейчас сложно себе представить. Торжество транслировало американское телевидение, а какая-то бабушка, по легенде, так хотела подсмотреть за происходящим в ЗАГСе, что вывалилась из окна второго этажа дома напротив. Обошлось без жертв, просто оцените уровень народного интереса к паре Роднина — Зайцев.

Они были женаты 10 лет, выиграв за это время все, что только можно, включая две Олимпиады. Родили ребенка — сына Александра Зайцева-младшего, и это отдельный подвиг, потому что никакого отпуска на роды и уход за ребенком Ирина и Александр не брали.

После завершения карьеры Александр Зайцев много лет был тренером в США и Австралии, а потом вернулся в Россию — работал с Натальей Павловой в УОР №4 в Москве. Его очень занимает судьба парного катания: великий спортсмен и тренер считает, что вид теряет свою индивидуальность и специфику, все больше упрощаясь и приближаясь к танцам на льду. И это при том, что танцы становятся все сложнее, разве что прыжки в них до сих пор не разрешены.

С днем рождения, Александр Геннадьевич! Пусть парное катание вас не огорчает.