5,1K подписчиков

Электросамокат - польза или вред?

То и дело в новостях обсуждают т.н. средства индивидуальной мобильности (СИМ).

То и дело в новостях обсуждают т.н. средства индивидуальной мобильности (СИМ). К таковым относятся: роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвэи, моноколеса и пр. Что примечательно, велосипеды к ним не относятся! Причем больше всего внимания уделяют электросамокатам, потому что при большой популярности, они представляют высокую опасность. Эта опасность складывается из двух факторов:

Во-первых, литиевые аккумуляторы, при нарушении герметичности, могут не только самовоспламеняться, но и даже взрываться, нанося не только материальный ущерб, но и вред здоровью. Уже были случаи летальных исходов.

И второе. Уже несколько лет мусолится тема о вводе ПДД для подобных транспортных средств. С каждым годом растет статистика травм и даже гибели людей. Многие становятся инвалидами по вине водителей электросамокатов.

Этих двух проблем я больше касаться не буду, с ними и так все понятно. Я расскажу о третьей, которую похоже никто не замечает. Так уж мы устроены, мы замечаем только что-то контрастное (взрыв, пожар, авария, ДТП), а если проблема растягивается во времени - наша бдительность притупляется.

Давайте ненадолго оставим самокаты и обозначим одну довольно большую проблему. После чего я снова вернусь к самокатам. А пока я буду освещать эту проблему, наверное вы уже начнете догадываться к чему я клоню.

То и дело в новостях обсуждают т.н. средства индивидуальной мобильности (СИМ).-2

В 2013 году "Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН" опубликовала отчет о проблемах недоедания и ожирения. В отчет вошли самые последние (на тот момент) данные от 2008 года. Ниже представлены первые десять стран - лидеров по количеству людей, страдающих ожирением:

То и дело в новостях обсуждают т.н. средства индивидуальной мобильности (СИМ).-3

Как видно, первое место занимают США. В Соединенных Штатах ожирением страдают более 106 млн. человек. Здесь я хочу сделать маленькое уточнение. Есть, например, островное государство - Острова Кука, в котором ожирением страдают 64,1% людей, т.е. 2/3 всего населения. Но поскольку общая численность островов всего 17 459 человек, то страдающих ожирением всего 11 191 человек (17 459 х 0,641 = 11 191). В США доля людей с ожирением в 2 раза ниже, чем на островах Кука, а именно: 31,8%. Но поскольку численность населения - 333 449 281 чел. - общее количество людей, страдающих ожирением составляет 106 млн. человек (333 449 281 х 0,318 = 106 036 871), что выводит США в лидеры антирейтинга.

То и дело в новостях обсуждают т.н. средства индивидуальной мобильности (СИМ).-4

К сожалению, похвастаться нечем. В России доля страдающих ожирением не на много ниже, чем в США: у них - 31,8%, у нас - 24,9%. И только благодаря меньшей численности населения (145 557 576 чел.) мы смотримся не так безнадежно. Количество страдающих ожирением в России - 36 млн. чел. (145 557 576 х 0,249 = 36 243 836). Но если сравнить Россию с Китаем или Индией, то мы вообще выглядим крайне бледно. Китай хоть и угодил на 2-ую строчку, но только "благодаря" огромной численности населения - 1 411 778 724 человек.

То и дело в новостях обсуждают т.н. средства индивидуальной мобильности (СИМ).-5

А если смотреть по долям, то в Китае - только 5,6% населения страдают ожирением. А в Индии и того меньше - 1,9%. При численности населения в 10 раз большей чем в России, страдающих от ожирения в Индии - 27 052 827 чел. Это даже меньше, чем в России на 9 миллионов. Впечатляет!

То и дело в новостях обсуждают т.н. средства индивидуальной мобильности (СИМ).-6

Не все полные люди "получают" статус - "страдающий ожирением". А сколько всего людей с лишним весом в России? Руководитель Роспотребнадзора А.Ю.Попова озвучила следующие цифры: "В целом по стране избыточная масса тела наблюдается у 47,6% мужчин и 35,6% женщин, ожирение - у 19% и 27,6% соответственно".

Согласно Росстата, прогнозируемая в 2022 году численность мужчин в России, составит - 68 168 800 чел., женщин - 78 368 100 чел. Сделав несложные вычисления, мы имеем вот какую картину:

То и дело в новостях обсуждают т.н. средства индивидуальной мобильности (СИМ).-7

Кстати, эти цифры очень близки к данным из вышеупомянутого отчета.

Но это все статистика! К ней можно относится по разному: в неё можно верить, можно не верить, в конце концов мы не знаем кто и как её считает. Но когда я прихожу на пляж, на наш обычный российский пляж... А где как ни на пляже можно увидеть весь срез общества по данному вопросу? Когда все раздеты - ничего не спрячешь. Как мужчина, я в первую очередь замечаю девушек, женщин. Но и на мужчин я тоже смотрю. И то, что я вижу - меня не воодушевляет. Статистика не только подтверждается, но даже кажется, что она чего-то недоговаривает.

Конечно, это моя весьма субъективная оценка. Возможно, это связано с тем, что наш народ не любит заниматься спортом. Человек, который ведет не совсем спортивный образ жизни, тем не менее (возможно сидит на диете) может иметь нормальный ИМТ, но при этом будет выглядеть все равно невыигрышно.

То и дело в новостях обсуждают т.н. средства индивидуальной мобильности (СИМ).-8

Есть такой показатель - ИМТ (индекс массы тела). Он высчитывается очень просто: берется масса тела и делится на квадрат роста человека.

То и дело в новостях обсуждают т.н. средства индивидуальной мобильности (СИМ).-9

Каждый человек знает свой рост и примерно свой вес. Взгляните на таблицу ниже и вы станете обладателем страшной тайны или предметом гордости :-)

То и дело в новостях обсуждают т.н. средства индивидуальной мобильности (СИМ).-10
То и дело в новостях обсуждают т.н. средства индивидуальной мобильности (СИМ).-11

1. Основная причина - наша физиология

В процессе эволюции нам достался механизм накопления жировых тканей. У первобытного человека не все было гладко с охотой и собирательством. В удачные, сытные дни организм приспособился накапливать излишки энергии в виде жира, чтобы в голодное время использовать его в качестве топлива.

На любом продукте питания указывается известная тройка: жиры, белки и углеводы (если какой-то из них не отсутствует в данном продукте). Возьмем, например, хлеб. На этикетке видно: белки - 10,5 г, жиры - 4,6 г, углеводы - 45,7 г. А еще энергетическая ценность - 266 ккал. Откуда берется эта цифра?

То и дело в новостях обсуждают т.н. средства индивидуальной мобильности (СИМ).-12

Как видно, в 1 г жира содержится энергии больше чем в 1 г белка и 1 г углеводов вместе взятых.

Наша природа не ставила себе задачи раздуть нас как шар, поэтому энергия, упакованная в виде жира невероятно компактна. И именно поэтому согнать жир так тяжело, ведь он содержит огромное количество энергии. У кого-то может возникнуть вопрос: А причем здесь жир? - В хлебе то его совсем мало. Жира - мало, зато углеводов - много. Они то в основном и превращаются в жир. Сперва распадаются на глюкозу, а затем излишки глюкозы трансформируются в триглицериды, т.е. в жиры.

2. Вторая причина - научно-технический прогресс

С каждым годом люди двигаются все меньше и меньше. В промышленности и сельском хозяйстве физические нагрузки сведены к минимуму. Везде, где это возможно, снижается содержание человеческого труда в единице продукции и тем самым повышается производительность.

Капиталисты цепляются за любую возможность снизить издержки и тем самым увеличить свою прибыль. Транспорт стал на столько вездесущим, что свел на нет необходимость передвигаться ногами. Я как-то видел в одном торговом центре что-то типа эскалатора, но только он не поднимает и не спускает с этажа на этаж, а просто перемещает людей горизонтально из одного крыла здания в другое. Вот это - "докатились!"

3. Пищевая промышленность

Вся пищевая промышленность отдана на откуп капиталистам, а у них нет никакой заинтересованности производить что-то полезное и уж тем более пропагандировать что-то полезное. Полезное - дорогое, значит потребителей как и прибыли будет меньше. Лучше делать вредную дешевку, а прибыль делать на масштабе. Так выгоднее! У капиталиста есть заинтересованность производить вкусное, ароматное, разноцветное, красивое...

То и дело в новостях обсуждают т.н. средства индивидуальной мобильности (СИМ).-13

Не буду здесь особо разглагольствовать. И так понятно - люди съедают калорий больше, чем тратят. И вдруг появляется загадочная фраза, смысл которой не все понимают: "у меня неправильный обмен веществ". Ну конечно неправильный... Есть меньше надо или двигаться больше - тогда с обменом все будет в порядке.

То и дело в новостях обсуждают т.н. средства индивидуальной мобильности (СИМ).-14

С научно-техническим прогрессом мы ничего не поделаем. Все идет своим чередом. Когда я родился, в этом мире уже были автобусы, трамваи, троллейбусы, метро, лифты, эскалаторы и даже наш семейный автомобиль. Из индивидуальных видов транспорта в моём детстве (90-ые годы) я могу вспомнить в основном велосипед. Даже обычные самокаты или ролики у нас были большой редкостью. Еще помню, как дедушка сделал мне тачку на подшипниках. Вот и все, ничего другого не было. В те годы, я себе даже представить не мог, что может появиться что-то принципиально новое.

Точно такую же тачку сделал мне дедушка
Точно такую же тачку сделал мне дедушка

Однако научно-технический прогресс явил нам целую кучу электрического транспорта: сегвэи, гироскутеры, моноколеса, электровелосипеды, электросамокаты. В последнее время я стал замечать возле автобусных остановок целые скопления оставленных прокатных самокатов. Получается, народ уже и до остановки не хочет ногами дойти. Если так пойдет и дальше, то и в магазин за хлебом люди будут на самокатах ездить.

"Наши люди в булочную на такси не ездят!"
"Наши люди в булочную на такси не ездят!"

А ведь прогресс на этом не остановился: продолжает развиваться транспорт, упрощается быт, облегчаются производственные технологии, роботизируется все что только возможно . От всего этого не откажешься, да и не получиться уже при всём желании.

То и дело в новостях обсуждают т.н. средства индивидуальной мобильности (СИМ).-17

Примерно 15 лет назад начали появляться всякие экзотические виды транспорта, типа сегвэев, моноколес, гироскутеров и электросамокатов. Поначалу это были дорогие игрушки и всерьез не воспринимались. Но постепенно они становились доступнее, многие стали понимать, что это хорошая экономия сил и времени. Но настоящий электросамокатный бум мы наблюдаем сегодня. С появлением так называемого кикшеринга или (по-русски) проката электросамокатов, данный вид транспорта стал доступен почти каждому.

То и дело в новостях обсуждают т.н. средства индивидуальной мобильности (СИМ).-18

Когда я смотрю на это огромное количество самокатов, то представляю сколько людей в данный момент едут и экономят свои калории, а это еще один шаг (пусть и небольшой) к дальнейшему ожирению человечества. Ладно, если человек нормального телосложения катается в свое удовольствие, но он же делает рекламу и популяризирует этот вид транспорта. И уже совсем нехудые люди тоже начинают тянутся к тому, чтобы шевелиться еще меньше. Так постепенно, маленькими шажками, человечество продолжает идти к еще большему ожирению. Не то, чтобы одни самокаты во всем виноваты, но они делают свой, пусть и маленький, вклад в усугубление ситуации. Все большое складывается из множества маленьких кирпичиков.

То и дело в новостях обсуждают т.н. средства индивидуальной мобильности (СИМ).-19

1. Использовать нужно только такие СИМ, которые используют мускульную силу: ролики, обычные самокаты, скейтборды, велосипеды (как бы их не классифицировали) и т.д.

2. Всякий раз, когда есть возможность отказаться от транспорта (в т.ч. и общественного), лучше пройтись пешком. Если нужно ехать всего пару - тройку остановок и если не торопишься - гораздо полезнее преодолеть расстояние ногами.

3. Моя статья не о том, как правильно соблюдать диету, но все таки потреблять еды нужно столько - сколько тратишь, а если есть лишние килограммы - то меньше.

4. Вместо электротранспорта - нужно заниматься спортом. Не ради того, чтобы конкретно сейчас согнать лишний жир, а вообще, на постоянной основе - как образ жизни. Это нужно не только спортсменам, а всем нам - обычным людям.

То и дело в новостях обсуждают т.н. средства индивидуальной мобильности (СИМ).-20

Я прекрасно понимаю, что мой взгляд весьма субъективный, но мне искренне хочется чтобы наше общество двигалось в правильном направлении. Надеюсь, эта статья была для вас полезной.

Подписывайтесь на мой канал. Так вы не пропустите новые публикации (в том числе и в видеоформате).