12 подписчиков

Куклы и образование

Вчера у нас были гости из Президентской библиотеки с вопросом: Какие современные инструменты в помощь развитию образования вы могли бы обозначить (порекомендовать, предложить, внедрять, считаете необходимым использовать)?

Мы сначала немного даже растерялись. Ведь для того, чтобы рекомендовать инструменты, нужно прежде понимать, какие цели преследует образование? На вопрос попытались ответить Ольга, опытный методист и экскурсовод "Петербургского музея кукол", и Екатерина, начальник производства фарфоровых кукол «Потешный промысел», работающего при музее. Мы рассуждали, как люди, жизнь которых тесно связана с куклами, детьми и музейной работой.

Ольга со знанием дела и очень искренне рассказала о Петербургском музее кукол, как необычном театрализованном пространстве, в котором через экскурсии и мастер-классы посредством своеобразной игры происходит воспитание ребенка, познание, и возникает желание развиваться, в том числе и у взрослых. Этому способствует необычная обстановка и куклы, легко устанавливающие контакт со зрителем, словно разговаривающие с ним и увлекающие в мир новых и забытых историй. Таким образом, наш «кукольный дом» и является тем самым эффективным инструментом в образовании детей и воспитании их родителей благодаря уникальным игровым возможностям.

Фотография из библиотеки "На Морской". Куклы "Потешного промысла"
Фотография из библиотеки "На Морской". Куклы "Потешного промысла"
Выставка "Забавы питерских мужчин" в "Петербургском музее кукол"
Выставка "Забавы питерских мужчин" в "Петербургском музее кукол"
Доходный дом Петербурга в "Петербургском музее кукол"
Доходный дом Петербурга в "Петербургском музее кукол"

Конечно, каждый музей обладает подобным потенциалом, однако наш отличается нестандартным наполнением, ведь в нем «живут» куклы. А куклы всегда вызывают эмоции, мимо таких экспонатов посетитель или участник образовательной программы мимо не пройдет. Эти игрушечные человечки обращают на себя внимание и заставляют задуматься. О чем? А это зависит от многих факторов: художника, создавшего конкретную куклу, от материалов, из которых она изготовлена, истории этой куклы, также от экскурсовода или учителя, и, разумеется, от самого зрителя, наполненного собственными мыслями и ассоциациями.

Кукла "Бродячий музыкант" Романа Шустрова в "Петербургском музее кукол"
Кукла "Бродячий музыкант" Романа Шустрова в "Петербургском музее кукол"

Екатерина, добавила, что инструментами в развитии образования следует также назвать не только музей и музейные программы, но и сами куклы, как методический материал. «Потешный промысел» работает более 30 лет, и за это время разработано около 2500 моделей в национальных костюмах, военной униформе, литературных персонажей и т.д. Коллекции создавались в сотрудничестве со специалистами по истории костюма, этнографами, художниками, с использованием обширной библиотеки музея кукол. Ассортимент позволяет комплектовать тематические наборы, сопровождая их описанием и презентацией. С такими комплектами можно наглядно и доступно рассказывать о культуре, искусстве, эпохах, событиях. Особенно для нашего многонационального государства актуальны статуэтки в этнической одежде, еще в советское время разрабатывались серии игровых кукол в национальных костюмах - правительство стремилось обеспечить дружбу и знакомство между народами СССР. Современные игрушки от «Потешного промысла» способны успешно справляться с этой миссией.

Русские
Русские
Татары
Татары
Дагестан
Дагестан
Черкесы
Черкесы
Белгород, Воронеж, Пермь...
Белгород, Воронеж, Пермь...

В целом, следует заметить, что кукла исторически наделена необычными свойствами. Ее история зарождалась вместе с человеком, который познавал мир, окружающую действительность через изображение самого себя. Это были рисунки на плоскости, потом объемные образы в виде идолов, оберегов, игрушек. Куклы охраняли, защищали, помогали бороться со страхами, лечили, воспитывали… Конструкции и технологии изготовления фигурок усложнялись со временем. Куклы обретали новые смыслы, но никогда не уходили из жизни людей.

Все перечисленные инструменты эффективны независимо от целей образования. Куклы и пространство нашего музея могут быть использованы в воспитании национальной толерантности, любви к Родине, изучении истории России и других стран, культуры поведения и, несомненно, в общем традиционном развитии ребенка через игру. Кукла - это также прекрасный выставочный экспонат, яркий и запоминающийся, оживляющий любую экспозицию.

Как видите, гости были вчера, общение было устным, но размышления по этому поводу не уходят от нас второй день, решили их опубликовать и посоветоваться с Вами. А что думаете Вы по этому поводу и как бы ответили на этот вопрос?