IKEA решила сократить бизнес в России и продать производственные мощности. Розничный бизнес пока останется на паузе, но оставшиеся на складах товары будут распроданы онлайн. Судя по всему, IKEA решила уйти из России насовсем. Какие изменения после этого ждут отечественный мебельный рынок?
История любви и расставания
У IKEA и России давние и непростые отношения. Компания хотела зайти на местный рынок еще во времена СССР. Основатель IKEA Ингвар Кампрад лично пытался договориться с советскими властями об открытии магазина еще в 1970-е годы. В 1988-м Кампрад даже встречался в Кремле с председателем Совета министров СССР Николаем Рыжковым. Но по понятным причинам раскрутить бизнес в Советском Союзе шведам не удалось.
Новый заход на восток IKEA совершила уже в 1993 году. Она арендовала на 49 лет бывшие земли колхоза «Путь к коммунизму» в подмосковных Химках и вложилась в лесосеку и лесопилку в Богучанах Красноярского края. Но поставленное для лесопилки шведское оборудование разворовали. Прямые потери IKEA от всей этой истории составили почти 7,5 млн долларов.
В третий раз IKEA «закинула невод» в Россию в дефолтном 1998-м году. И, наконец, у нее почти все получилось. Первый магазин, который открывал лично Кампрад, появился в Химках в 2000 году, но не на первоначально арендованных землях. На них разместилась российская штаб-квартира компании, однако тяжба за право собственности создавала IKEA проблемы еще много лет.
К 2022 году у IKEA в России было 17 магазинов и 14 торговых центров «Мега», а также четыре фабрики. Полной статистики по России IKEA не приводила. Но еще не так давно она считала российский рынок самым перспективным после китайского, а в ее мировых продажах он занимал около 5%. Суммарные вложения в Россию на 2021 год она оценивала в 4 млрд евро.
Культура и план
Уход IKEA сильно ударил по российскому рынку, написал в своей статье для Forbes основатель интернет-магазина мебели Divan.ru Антон Макаров. IKEA занимала 20% российского рынка мебели при уровне локализации производства более 50%. Помимо четырех собственных фабрик, у компании в России были десятки партнеров, которые производили для нее мебель для продажи как на российском рынке, так и на других.
IKEA принесла культуру производства, бережливость, стандарты качества и стабильность, отмечает эксперт. На старте мебельный гигант очень сильно поддерживал партнеров. Но также IKEA приучила мебельщиков к плановой экономике. Во многом из-за этого менее крупным заказчикам было сложно найти общий язык с поставщиками, заточенными под IKEA. Они привыкли производить один и тот же ассортимент большими партиями.
Разброд и шатание
Мебельный рынок в России в отличие, к примеру, от рынка электроники, остается плохо консолидированным, утверждает Антон Макаров. И половину его составляют мелкие фабрики. В первой фазе кризиса они столкнулись с активным спросом, но затем им будет сложнее всего.
Проблемы будут и с поставками материалов через дистрибьюторов, и с рекламой в соцсетях. Многие мелкие компании позиционировали свою продукцию через Instagram (запрещен в России, принадлежит Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией), но после его блокировки трафик и конверсия там сильно упали.
Станет меньше и средних, и крупных игроков. Многие из них все так же не желают заниматься розницей, и продолжат выпускать продукцию под марками торговых сетей. Однако после ухода IKEA необходимо будет распределить произведенные объемы между более мелкими продавцами, а не все к этому готовы, полагает Макаров.
Дальнейшая судьба каждой фабрики зависит от двух факторов, считает эксперт. Первый — доля IKEA в структуре сбыта, второй — запасы фабрики и готовность ее владельцев вкладывать деньги в бизнес. «Фабрикам, целиком заточенным под IKEA, переориентироваться будет очень тяжело», — заявил Антон Макаров.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 - это важно для нас
Не забудьте подписаться на канал