Социализация учащихся и насыщенная образовательная среда как факторы резильентности школы

Снова в центре нашего внимания – сельская школа: в ней около 300 учеников и 34 педагога.

Снова в центре нашего внимания – сельская школа: в ней около 300 учеников и 34 педагога.

Как и во многих школах, среди обучающихся есть и дети из многодетных семей, и дети с ОВЗ, и те, кто находится на домашнем обучении. Есть обучающиеся из семей с низким индексом социального благополучия, из семей с невысоким уровнем образования и доходов. Но, вопреки этому сложному контексту, выстроенная школой система обучения и воспитания успешно функционирует: у учеников высокие средние баллы ЕГЭ по русскому языку, математике и другим предметам, а также высокие результаты исследования «Оценка по модели PISA».

В правилах школы – прозрачность требований и объективность оценок, администрация и учителя поддерживают образовательную активность учеников и предъявляют к ним высокие требования. Повышенные ожидания и понятные обучающимся последовательно повышаемые требования, служат средством поддержания высокой мотивации, поднимают самооценку, и положительно влияют на учебу.

Снова в центре нашего внимания – сельская школа: в ней около 300 учеников и 34 педагога.-2

Факторы резильентности

Педагоги школы задались вопросом: как обычная школа может конкурировать с гимназией для одаренных детей, за счет чего она может добиться серьезных результатов, и повышать жизненные шансы своих учащихся?

Решение школа нашла в организации и насыщении образовательной среды школы, дифференцированном подходе к потребностям учащимся с разными возможностями и запросами, и вовлечении в жизнь школы родителей.

Правильным образом организованная образовательная среда помогает детям раскрыться, максимально проявить свои способности. Даже внешнее оформление кабинетов и других школьных помещений направлена на поддержание резильентности школы: многочисленные книги на полках, красочные плакаты на стенах, стенды с призовыми кубками, портреты, разнообразные растения в рекреациях – это не просто детали интерьера, все это ежедневно играет свою роль в процессе обучения.

Для обучающихся разных уровней выстраиваются разные образовательные траектории с учетом возможностей и запросов. Школа активно использует адресный подход: работает с отстающими детьми по индивидуальным планам, подтягивает слабых учеников на занятиях после уроков, помогает адаптироваться новым учащимся, проводя дополнительные занятия. Сильные ученики вовлекаются в профильное обучение, внеурочные занятия, факультативы, участие в научных обществах, решают олимпиадные задачи.

Выпускники готовят план самостоятельного профессионального развития.

Снова в центре нашего внимания – сельская школа: в ней около 300 учеников и 34 педагога.-3

Компоненты успеха

В школе царит благоприятный климат, и в первую очередь это видно по характеру отношений между педагогами и учениками, родителями и администрацией. Требовательны к себе абсолютно все: и педагоги, и администрация, и обучающиеся. Преподаватели верят в успех детей, задают им высокую планку, а ученики стараются оправдать ожидания. В школе работают и с родителями, ведь семья и школа – это партнеры в воспитании и обучении ребенка, и успех зависит от того, насколько гармоничным будет это сотрудничество.

Основная составляющая успеха школы – учителя. Они стремятся развить в учениках навыки учащихся XXI века: умение общаться, работать в группе, распределять свое время и, конечно же, лидерские качества. Большое внимание уделяется воспитательной работе. Педагоги с готовностью выходят за рамки общей программы, адаптируя ее под потребности и запросы своих учеников, добавляя разнообразные модифицированные задания из различных исследований по оценке качества образования.

Снова в центре нашего внимания – сельская школа: в ней около 300 учеников и 34 педагога.-4

Результаты

Выпускники получают хорошую подготовку и могут конкурировать за места в престижных вузах. Так проявляется поддерживающая сила резильентной школы, когда перспективные выпускники быстрее определяются с профессиональным выбором: выбирают профессиональную подготовку или движутся по максимальной академической траектории.

Со школы начинается познание жизни, поэтому школе так важно сохранять лучшие традиции прошлого и при этом смотреть в будущее, внедряя самые современные методы работы.

Педагоги стараются найти подход к каждому ребенку, привить интерес к учебе и помочь определиться в жизни. Здесь умеют работать с очень разными детьми – от мотивированных и благополучных до тех, кто остается без достаточного родительского внимания.

Социализация – важнейший результат обучения. Первое – это сформировать социальные навыки, второе – сформировать самостоятельное мышление. Результаты такого подхода положительно отражаются во внешнем контроле, включая ЕГЭ и ОГЭ.

Школьная команда видит в работе по социализации учащихся фактор, приводящий к успеху, как на уроке, так и в жизни. Ориентация не только на знание и предметные результаты, но и на формирование компетенций и тонких, в том числе некогнитивных навыков позволяет школе достигать своей главной цели – повысить шансы на жизненный успех своих выпускников.