Найти тему
Psyforsci

Месть психопата: откровенные скелеты Розамунд Пайк

Оглавление
На протяжении истории кинематографа мы с вами наблюдаем бесчисленное количество итераций психопатов. От "невинного" и зависимого от материнского прообраза Нормана Бейтса в классическом "Психо" до манящего безумия Патрика Бэйтмана — в передаваемом интригующей атмосферой кино аномального поведения полно искренних и очаровательно злобных персонажей. Розамунд Пайк — актриса-хамелеон, способная за секунды перевоплощаться из девушки, которой наивно сочувствуешь, в хладнокровного убийцу, и есть что-то неземное в том, как беззастенчиво она погружается в глубины асоциального разврата… именно к этим ощущениям от просмотра мы с вами тянемся, и жаждем пересматривать кино про психопатов снова и снова.

Что делает игру Розамунд Пайк в роли Эми в "Исчезнувшей"или Марлы в "Аферистке" настолько интересной, так это то, как ясно и вдумчиво она изображает психопатов. Удивительным образом она даёт нам очень прозрачный взгляд на то, как может выглядеть настоящий психопат, будучи совершенно оригинальной и вдохновлённой в своём воплощении патологии персонажа, которого играет.

*** Осторожно, друзья: далее спойлеры ***

"Исчезнувшая" Эми


В "Исчезнувшей" Пайк искусно передаёт образ любящей (на первый взгляд) жены Эми, у которой довольно нормальная (а местами — впечатляющая) жизнь. Из-за нарастания измен со стороны мужа она решает осуществить надлежащую месть: чтобы инсценировать собственное фиктивное похищение/убийство и косвенно обвинить в этом его, оставив ему только звенящий вопрос в голове: "Как это случилось?" и понимание фатальности всего, чего бы он не предпринял.

Такой уровень тщательного планирования, манипулирования и отсутствия морали ясно даёт нам понять, что Эми — психопат. То, что делает игру Пайк такой оживляющей, раскрывается особенно неожиданно и интенсивно во второй половине фильма. Когда её муж узнает, что сделала Эми, он пытается "выманить" её внимание с помощью интервью на национальном телевидении в форме извинения (хотя, и, разумеется — неискреннего), в надежде, что она увидит это послание и вернётся домой. В конце концов, Эми решается на это: после случайного убийства под влиянием момента Эми связывает похищение с другим бедолагой, которого она хладнокровно убивает. Она начинает как и прежде жить с мужем, заботиться о нём и любить его, несмотря на её очевидную апатию и презрение к нему. Конечно, большая часть этого великолепия принадлежит режиссеру Дэвиду Финчеру, но Пайк умело соединила всё это вместе со способностью в один момент показать нам Эми как совершенно неэтичного монстра, а в другой — уязвимого и ностальгирующего любовника.

"Аферистка" Марла

-2

В «Аферистке» Пайк воплощает экранный образ жизнь мошенницы Марлы: она умело зарабатывает на жизнь тем, что берёт на себя опеку над пожилыми людьми, которые больше не могут эффективно жить в социуме. В теории это звучит как очень благородный и хороший поступок, но Марла использует эту якобы альтруистическую позицию, чтобы охотиться на уязвимых пожилых людей, которые вполне способны жить самостоятельно, с целью ликвидации их активов и обогащения за счёт их сбережений. Марла равнодушна, расчетлива и готова обмануть любого, кто встанет у неё на пути, чтобы получить то, что она хочет, и всё это происходит в рамках закона. Марла, несомненно, психопат, и что в один момент сильно удивляет нас, так это её привязанность и любовь к своей девушке Фрэн. Марла бесстрашна и безрассудна в погоне за получением того, что она хочет, но когда дело доходит до Фрэн, Марла готова подвергнуть себя опасности, чтобы защитить её.

Психопатов часто считают лишенными любви, абсолютно эгоистичными, аморальными людьми, и всё же Марла готова сделать для дорогого человека всё. Это свежий взгляд на психопатичного персонажа, отходящий от канонов синематографа, но прекрасно воплощённый в жизнь благодаря невероятной способности Пайк демонстрировать истинную глубину гуманности, даже если этот человек в итоге оказывается психопатом. И всё же Марла готова на всё ради человека, которым она дорожит.

Психологический разбор: Розамунд Пайк

-3

Хотя Эми и Марла поначалу могут показаться очень похожими, на самом деле они совершенно разные — и по темпераменту и характеру. Обе девушки — психопатки, которые прибегают к манипулированию и неэтичному поведению для достижения того, к чему так отчаянно стремятся, но способы, какими они преследуют свои желания, отличаются. Эми готова использовать практически всё, чтобы получить то, что она хочет, в том числе:

  • крайние формы насилия (убийство)
  • нарушение закона
  • своё тело для влияния на окружающих и многое другое.
-4

Хотя Марла гипотетически не возражала бы против использования тактики Эми чтобы получить то, что она хочет, у неё есть четкая философия о том, что можно и чего нельзя делать для своих амбиций. А именно, Марла не решается причинить людям серьезный вред, нарушить закон и использовать своё тело и женское влияние для своей выгоды. Возможно, это связано с тем, что Марла находится в доминирующей позиции, тогда как Эми — в более отчаянном и уязвимом состоянии, но, тем не менее, у Марлы есть набор правил, которым она следует. Эти правила существуют, чтобы защитить себя, но её желание придерживаться их — черта, которую мы совсем не наблюдаем в Эми. Это бодрящий взгляд на персонажа, который обычно сводится к тому, что люди убивают и лгут, пока не получат то, что хотят.

-5
Доктор Ганнибал Лектер ("Молчание ягнят"), Патрик Бейтман ("Американский психопат") и другие "популярные" психопаты — каждый из них представляет собой увлекательный образ; они очень похожи по характеру, свободе проявлений воли и поведению.

Есть что-то особенное и относительно новое в том, как Розамунд Пайк изображает психопатов. Конечно, факт того, что она женщина, вносит свою новизну, поскольку мир кино пронизан образами мужчин, совершающими немыслимые вещи для того, чтобы мы с вами — зрители, с упоением получали удовольствие от просмотра и собственных переживаний.

Пайк играет ключевую роль в установлении новой эры женщин-психопатов, которые сильно отличаются от своих кинематографических "собратьев". Хотя репрезентация женщин-психопаток не является приоритетом, это увлекательная и важная часть понимания того, насколько тёмными могут быть наши мысли.

-6

Способность Пайк показать нам глубину и диапазон эмоций, которые могут испытывать психопаты, очень далека от того, к чему мы как зрители привыкли. Те, о ком поначалу мы думаем не иначе как о существах, у которых на уме только расчётливая логика и убийство, на самом деле представляют собой обширную и разнообразную группу людей, которых нельзя отнести к определённому типу исключительно на основании расстройства личности. Пайк открывает новый тип кинематографического психопата, к которому мы, как зрители, испытываем местами отталкивающую, но доставляющую симпатию...



Продолжение следует: подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить :)