15 подписчиков

Немного о русской семиструнной гитаре

В начале 19-го века русское музыкальное сообщество совершенно неожиданно было очаровано новым явлением в культурной жизни России - семиструнной гитарой.

ГИТАРА - европейский музыкальный инструмент, известная история которого к тому времени в Европе насчитывала уже почти шесть веков, вдруг захватила умы русских музыкантов и стала необыкновенно популярна.

Нельзя сказать, что инструмент этот был неизвестен в конце 18-го века в России. Гитару знали в ее к тому времени шестиструнном варианте (до этого пятирядном). Считалась она инструментом итальянским или испанским и особых эмоций ни у кого не вызывала.

Но вот кто-то, неизвестно точно откуда, привозит гитару «о семи струн» со строем, в основе которого было мажорное трезвучие (d1hgdHGD) и именно она, как говорится, «приходится ко двору».

Мажорный строй инструмента кроме великолепного обертонового колорита предполагал массу интересных гармонических и аппликатурных возможностей,которые как нельзя лучше подошли для русской музыки. Русские музыканты, заинтересовавшись этим, создают для семиструнной гитары достаточно обширный, интересный и обладающий прекрасными художественными достоинствами, репертуар. В основе его - обработки народных песен, фантазий и поппури на темы этих песен, популярных тогда танцев, переложений отрывков из опер, которые часто становились самостоятельными сочинениями, как будто специально написанными для гитары.

Мажорный строй для гитары был известен еще со времен пятирядной барочной гитары, а возможно и раннее. Для гитары с таким строем сочинена одна из сюит Робера де Визе, а также некоторые произведения Ф. Кампиона, Д. Граната и др. авторов 17-го века.

Однако, в Европе такой способ настройки всегда считался экзотикой, неподходящей для большинства сочинений и, вероятно, по этой причине использовавшийся крайне редко. Хотя гитара с мажорным строем использовалась в Польше и в Англии, где она считалась инструментом домохозяек или женским. Дело в том что мажорный аккорд в строе открытых струн давал возможность сыграть простую мелодию или аккомпанемент одним пальцем левой руки.

В России гитара с этим строем стала не просто популярна, она стала НАРОДНЫМ инструментом. Судя по созданному русскими музыкантами виртуозному репертуару для семиструнки, произошло это совсем не потому что играть на этом инструменте было легко.

В первой половине 19-го века появилась целая плеяда талантливых гитаристов, создавших не просто школу игры на семиструнной гитаре, а по-настоящему русский стиль игры на этом инструменте.

Среди них, конечно же, стоит выделить, прежде всего, Андрея Осиповича Сихру и Михаила Тимофеевича Высоцкого. По сути эти музыканты оказались основоположниками русского стиля игры на гитаре. Не остались в стороне и их талантливые ученики: обработки двух из них включены в сборник представленный ниже. Это ученик Высоцкого - А. Ветров и ученик Сихры - С. Аксенов. Аксенов одновременно являлся и первым учителем игры на гитаре Высоцкого.

Переложения на шестиструнную гитару пьес, написанных для семиструнной всегда считалось делом неблагодарным и бесполезным. Связанно это прежде всего с тем, что очень трудно точно передать на шестиструнной гитаре артикуляцию, присущую семиструнной. Поэтому, на мой взгляд, несмотря на то, что некоторые произведения все-таки довольно успешно «ложатся» на шесть струн, семиструнный репертуар лучше оставить семиструнникам. Музыкантам же, играющим на шестиструнной гитаре, наверное, все-таки лучше уделить время созданию собственного репертуара в русском стиле.

Тем не менее, для ознакомления с этой музыкой, предлагаю вашему вниманию сборник некоторых обработок из семиструнного репертуара в переложении для шестиструнной.

Название сборника "Что затуманилась зоренька ясная". Его можно совершенно бесплатно скачать здесь.

В начале 19-го века русское музыкальное сообщество совершенно неожиданно было очаровано новым явлением в культурной жизни России - семиструнной гитарой.

А в этом замечательном видео можно послушать настоящую русскую семиструнную гитару: