15,7K подписчиков

Вавилонская башня: наши комментарии к шумерской версии (и к версии З. Ситчина)

456 прочитали

Эта статья написана в развитие наших комментариев к версиям Захарии Ситчина, изложенных в ранее опубликованной статье "Книга Энки (по З.Ситчину), ч. 54: Версия Ситчина о Вавилонской башне (почему Мардук захватил Вавилон и стал строить космодром)", - но данную статью можно читать независимо от упомянутой выше.

***

В 12-й главе (12-й Таблице) «Потерянной Книги Энки» читаем версию Захарии Ситчина о решении Мардука (разъярённого недопущением его к власти в Эдине-Шумере) строить Вавилонскую башню, и о её разрушении и рассеянии строителей. Напомню, что Мардук — старший сын Энки, племянник Энлиля, и что Мардук долгое время руководил нибируанскими добровольцами на Марсе (на Земле их звали игигами), и ввиду потери Марсом своей атмосферы они (Мардук и игиги) переселились на Землю, где взяли себе жён из земных женщин.

Мардук, изображение с цилиндрической вавилонской печати 9-го века до н.э. (из статьи Википедии "Мардук")
Мардук, изображение с цилиндрической вавилонской печати 9-го века до н.э. (из статьи Википедии "Мардук")

После этой короткой справки цитирую текст Захарии Ситчина (с некоторыми сокращениями):

<<Предоставить ему собственный священный город в Эдине [в Междуречье, в Шумере], он потребовал немедленно. Энлиль требованиям Мардука никакого значения не придал, тогда Мардук сам судьбу в свои руки взял. <…> Набу [сын Мардука] Игигов и их потомков, разбросанных по разным землям, туда позвал, чтобы для Мардука священный город строить и место для небесных кораблей там построить! <…> Мардук показал им, как кирпичи лепить и огнём их обжигать, чтобы камни ими заменять, из них башню, которая вершиной своей до небес возвышаться должна, они начали строить.

Картина «Вавилонская башня» (нид. De bouw van de toren van Babel). 1563. Дерево, масло. 114 × 155 см. Музей истории искусств, Вена (Австрия). Из статьи Википедии «Вавилонская башня», Автор: Питер Брейгель Старший - bAGKOdJfvfAhYQ at Google Arts &amp; Culture, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=22178101
Картина «Вавилонская башня» (нид. De bouw van de toren van Babel). 1563. Дерево, масло. 114 × 155 см. Музей истории искусств, Вена (Австрия). Из статьи Википедии «Вавилонская башня», Автор: Питер Брейгель Старший - bAGKOdJfvfAhYQ at Google Arts &amp; Culture, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=22178101

Энлиль их планы решил расстроить, и туда он отправился спешно, чтоб Мардука успокоить; обещаниями и уговорами он пытался это делать, как мог; остановить Мардука и Набу в их устремлениях Энлиль так и не смог. В Нибру-ки Энлиль, его сыновья и внуки собрались; что делать дальше, они совещались. «Мардук запрещённые Врата к Небесам возведёт, Землян он к ним приведёт!» — так Энлиль своим сыновьям и внукам говорил, — «Если мы позволим этому случиться, ничего от Человечества уже не сможем мы добиться! Этот вредный план не должен осуществиться!» —Нинурта [сын Мардука] говорил; каждый с ним согласен был.

В ночное время Ануннаки Энлиля из Нибру-ки туда прибыли, со своих небесных кораблей они башню разгромили, огнём и острыми камнями они её разбили; Башню и все стоянки вокруг они полностью уничтожили. Рассеять по дальним землям лидера и его последователей Энлиль после этого решил, чтобы впредь они не могли совещаться, чтобы планы их спутать, их единство разрушить, Энлиль указ издал: «До сих пор все Земляне один язык имели, на едином языке они говорили. Впредь я такой язык для них решил создать, чтобы речь друг друга они не могли понимать!»

На триста десятом году по земному летоисчислению все эти события происходили: он сделал так, что в каждом регионе и на каждой земле люди на различных языках говорили, различная форма письма после того каждому была дана, чтобы то, что один писал, другой не понимал. Двадцать три царя в Киши управляли, четыреста восемь лет его Городом Скипетра называли; в Киши также любимый король, Этана, управлял, который путешествие в небеса совершал. <…> Четыреста девятый год по земному летоисчислению пошёл, царский скипетр от Первого Региона к Унуг-ки перешёл; его первый царь был дома-храма Эанна верховным жрецом, сыном Уту был он! Что касается Мардука, то на Землю Двух Теснин [в долину Нила, в Египет] он свой путь держал, однажды повелителем Второго Региона он стать мечтал.>> КОНЕЦ ЦИТАТЫ из книги Ситчина

***

Здесь необходимо дать некоторые пояснения относительно, во-первых, летоисчисления по Ситчину, и, во-вторых, вообще об аллюзиях этого текста «Потерянной Книги Энки» с Библией (с 11-й главой Книги Бытие).

1. Хронология и летоисчисление

Относительно летоисчисления по земным годам. Вообще-то считается, что оно было введено в Древнем Египте ещё в додинастический период, и известна даже точная дата: 19 июля 4241 год до н.э. В статье Википедии «5-е тысячелетие до н.э.» (и «Древнеегипетский календарь») читаем:

«19 июля 4241 год до н. э. — введение 365-дневного календаря в Древнем Египте в первый день солнечного сидерического года относительно звезды Сириус[1]. <…> Первым днем года считался тот день, когда Сириус (Сотис) восходит на утренней заре в Мемфисе (19 июля). Календарь был введён в день совпадения первого дня солнечного сидерического года (полного оборота Солнца по орбите относительно Сириуса) с первым днем обыкновенного года, а именно 19 июля 4241 года до н. э. — являющийся, таким образом, первой достоверной датой, которую знает история человечества.[1]»

Итак, 19 июля 4241 года до н. э. — первой достоверной датой, которую знает история человечества.[1] (1 — «Хронология» // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.)

Однако, судя по всему, Захария Ситчин имел в виду другой календарь, который был введён скорее всего примерно в одно и то же время в (в конце IV тысячелетия до н.э.) в Шумере, в Кише, в начале правления его первого царя I-й династии Киши (Этана), и в Древнем Египте, в начале правления там первого фараона I-й династии (Нармер или Менес)

В статье Википедии «Менес» читаем:

«Менес (другое имя Нармер, или это был его отец) 3200—3000 гг. до н. э.[1]) — первый или второй фараон I династии Древнего Египта. Как полагают на основании археологических данных, на правление Нармера приходится начало древнеегипетского летописания, поскольку начался счёт лет по годам (каждый год получал особое название по примечательным событиям), что нашло своё отражение в летописи Палермского камня.»

Палермский камень. Диорит. Ок. 2400 до н. э. Археологический музей г. Палермо (Италия). Из статьи Википедии «Палермский ккамень» (Автор: Königlich Preussische Akademie der Wissenschaften zu Berlin - https://www.flickr.com/photos/internetarchivebookimages/16765759871/Source book page: https://archive.org/stream/abhandlungenderk1902kn/#page/n526/mode/1up, No restrictions, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=42367599)
Палермский камень. Диорит. Ок. 2400 до н. э. Археологический музей г. Палермо (Италия). Из статьи Википедии «Палермский ккамень» (Автор: Königlich Preussische Akademie der Wissenschaften zu Berlin - https://www.flickr.com/photos/internetarchivebookimages/16765759871/Source book page: https://archive.org/stream/abhandlungenderk1902kn/#page/n526/mode/1up, No restrictions, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=42367599)

Наиболее распространенной датировкой начала летоисчисления по годам считается примерно 3050 год до н.э.

Прибавляя к 3050 году до н.э. (наиболее распространённая датировка начало царствования Менеса) 310 лет (см. выделенный выше текст о Вавилонской башне и рассеянии народов), получаем 2 740 год до н.э., и это уже близко к библейской хронологии (2 717 год до н.э.)

Что касается основания, расцвета и упадка города Киш (по Ситчину, в течение примерно 408-ми лет), то, как известно, Киш был основан в конце IV тысячелетия до н. э. как «город Скипетра» (вероятно одновременно с воцарением 1-го фараона 1-й династии Менесом\Нармаром в Египте) В XXVII веке до н. э. в борьбе с городом Урук Киш утратил своё господство. Это как раз примерно 400 лет, и это очень близко к хронологии по Ситчину.

2. Кто разделил языки в Вавилоне, и были ли там потомки Адама и Евы?

Что касается аллюзий текстов Ситчина с Библтей (и текста дааной части с текстом 11-й главы Книги Бытие, то, у меня, например, вызывает недоумение следующий текст Ситчина о разделении языков: «…Энлиль указ издал: «До сих пор все Земляне один язык имели, на едином языке они говорили. Впредь я такой язык для них решил создать, чтобы речь друг друга они не могли понимать!» — какими «всемогущими» не были бы ануннаки, такое было под силу только Господу Богу, Богу-Творцу! — как и написано в Библии.

Следующий вопрос, возникающий при чтении этого текста «Книги Энки» о Вавилонском столпотворении, касается потомков Адама и Евы (точнее, потомков Сима, старшего сына Ноя) — участвовали ли они в этой грандиозной авантюре Мардука? Ну, понятно, что в обсуждаемой книге Ситчина об этом ничего не сказано, так как подразумевается, что Библия (Книга Бытие) — это всего лишь плагиат с шумерских эпосов (хотя, заметим, всё же там упоминается, что ануннаки верили в Бога-Творца). Но у христиан (а также у мусульман и иудеев, — представителей авраамических религий) этот вопрос (о потомках Адама и Евы в Вавилоне) должен неизбежно возникать. Давайте рассуждать:

Если шумеры были созданы ануннаками как послушные коллективисты (и, призванные Мардуком в Вавилон, стройными рядами пошли за ним), то потомки Адама и Евы (по крайней мере начиная с Ноя) ярко проявляли себя как индивидуалисты, готовые по откровению от Бога (а позднее и по собственному разумению и инстинкту) идти против общего мнения. Так, Ной в течение года строил свой Ковчег несмотря на насмешки соседей и всех горожан (кстати, в шумерском эпосе «Сказание о Зиусудре» ничего похожего нет, ибо Зиусудра был правителем города, и горожане, надо думать, помогали ему). Так вот, внук Ноя по имени Евер (от Сима) со своим сыном Фалеком отказался участвовать в строительстве Вавилонской башни (согласно еврейскому Танаху они были единственными, кто отказался участвовать в этом строительстве).

Евер. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553) Из статьи Википедии «Евер»
Евер. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553) Из статьи Википедии «Евер»

Ну и, как известно, затем правнук Фалека Авраам по Откровению Божьему ушёл (со своим отцом Фаррой) из благополучного города Ура в далёкое, долгое и небезопасное странствие… Как тут не вспомнить шумерскую пословицу: «Удовольствие в пиве. Зло в странствии»[ Емельянов В. «Религия и философия в шумерских пословицах» \\ Сборник «Арабские маршруты в азиатском контексте» к 70-летию арабиста М.А. Родионова (Издательство МАЭ РАН).

Таким образом, по нашему мнению, Захария Ситчин (или шумерские тексты, на которые он опирался), во-первых, приписали Энлилю то, что мог сделать только Бог-Творец (разделение языков), и, во-вторых, ни словом не упомянули отказ участвовать в строительстве Вавилонской башни (Вавилонского центра Мардука) потомков Адама и Евы (Фалека и Евера,и их родичей).

3. Вавилонская башня шумерская и библейская: связи и различия

Напомним сначала, что единственное упоминание Шумера и древней шумерской цивилизации в Библии связан как раз с эпизодом, известным как рассказ о «Вавилонской башне» (цитирую по Книге Бытия, глава 11):

«1 На всей земле был один язык и одно наречие.

2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.

3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

5 И сошёл Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;

7 сойдём же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.

9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле»

Книга Бытия 11:1–9

«Земля Сеннаар» — это как раз древнееврейское название Шумера.

Эта библейская история интересна нам сейчас во многих отношениях. В-первых, здесь рассказывается о заселении равнины между реками Тигр и Евфрат после Великого потопа, когда земля достаточно просохла, чтобы на ней можно было жить. Во-вторых, указывается, откуда пришли поселенцы — из горной страны на востоке (горнная гряда на западе Ирана. В Междуречье (куда они пришли после Потопа) почва представляла собой слои высохшей глины и не было скальных пород, и шумеры использовали для строительства обожжённые в печах сырцовые кирпичи. Здесь также говорится об использовании битума («земной смолы») в качестве связующего раствора при строительстве —битум, представляющий собой естественный нефтепродукт, просачивался на поверхность земли только в Южной Месопотамии, но его не было на территории Израиля.

В книге З.Ситчина «Боги Армагеддона» далее читаем об этом (во 2-й главе):

<<Таким образом, авторы 11-й главы Книги Бытия прекрасно знали о происхождении и достижениях шумерской цивилизации; кроме того, они признавали значение эпизода с Вавилонской башней. Точно так же, как в историях о сотворении Адама и о потопе, они объединили разных шумерских богов в собирательный образ элоим (множественное число) или во всемогущего и единого Иегову, но оставили в тексте свидетельства того, что это была группа богов, которые предложили: «…сойдём же», — чтобы пресечь деятельность людей (Книга Бытия 11:7).

Шумерские и более поздние вавилонские тексты подтверждают правдивость библейского рассказа и содержат дополнительные подробности, связывающие этот эпизод с общими напряжёнными отношениями между богами [ануннаками], что привело к двум «войнам пирамид», случившимся после Великого потопа. В результате мирных соглашений, заключённых приблизительно в 8650 г. до н. э., весь древний Эдем остался в руках клана Энлиля. Это соответствовало решению, принятому Ану, Энлилем и Энки, но не устраивало Мардука/Ра. И поэтому, когда города людей в бывшем Эдеме стали распределяться между богами, Мардук запротестовал: «А как же я?»

Шумер находился в самом центре земель клана Энлиля, а его города были культовыми центрами богов из этого клана — если не считать одного-единственного исключения. На самом юге Шумера, на границе болот, стоял город Эриду, построенный после потопа на том же самом месте, где было первое поселение аннунаков на Земле, основанное Эа/Энки. По настоянию Ану при разделе Земли между соперничающими группами аннунаков Эриду был дан Энки в вечное владение. Приблизительно в 3460 г. до н. э. Мардук решил, что он вправе расширить привилегии отца и основать свой город в центре земель клана Энлиля.>>

[Здесь прервём изложение текста книги Ситчина «Боги Армагеддона», чтобы отметить, что датировка эпизода с Вавилонской башней 3460-м годом до н.э. сильно отличается от датировки по его же более ранней книге «Потерянная книга Энки», — там, напомню, получался (по расчёту) 2 740 год до н.э. (и это было близко к библейской хронологии 2 717 год до н.э.).]

Далее в «Богах Армагеддона» читаем:

<<В сохранившихся текстах не говорится о том, почему Мардук выбрал именно это место на берегу реки Евфрат для своей штаб-квартиры, но причина такого решения очевидна: это место располагалось между восстановленным Ниппуром (до потопа здесь располагался центр управления миссией) и восстановленным Сиппаром (бывший космопорт аннунаков). Поэтому Мардук, по всей видимости, хотел совместить в одном месте эти две функции. На более поздней глиняной табличке с картой Вавилона (рис. 10) город назван «пупом Земли» — точно так же, как когда-то называли Ниппур. Название, которое дал городу Мардук, Баб-Или на аккадском, обозначало «Ворота Богов» — место, где боги могли спускаться на землю и подниматься в небо, где главным объектом была «башня высотою до небес», то есть стартовая площадка(космодрома).>>

Изображение из книги З.Ситчина «Боги Армагеддона»
Изображение из книги З.Ситчина «Боги Армагеддона»

[Далее Ситчин ссылается на более древние (чем библейские) месопотамские тексты о Вавилонской башне, где также говорится о том, что эта попытка закончилась неудачей. Ситчин ссылается на месопотамский текст, впервые переведённые Джорджем Смитом в 1876 г., где рассказывается о том, что поступок Мардука привёл в ярость Энлиля, который приказал ночью напасть на город и разрушить башню.

Ситчин ссылается также на некие египетские хроники, которые сообщают, что установлению власти фараонов в Египте приблизительно в 3110 г. до н. э. предшествовал период хаоса, длившийся 350 лет, — то есть, этот хаос начался в 3460 году до н.э., и (цитирую Ситчина), «это значит, что попытка строительства Вавилонской башни относится к 3460 г. до н. э., а окончание периода хаоса ознаменовано возвращением Мардука/Ра в Египет, изгнанием Тота и началом поклонения Ра». Напомним, что древнеегипетский бог мудрости Тот — это, по Ситчину, Нингишзидда (младший сын Энки), который правил «Долиной двух теснин» с 8650 г. до н. э., когда, по Ситчину, после Потопа, лидеры ануннаков под руководством самого Ану поделили сферы (регионы) управления между собой.

Здесь стоит отметить также, что Ситчин, написавший об этом примерно в 2006 году, более чем на 10 лет опередил консенсусный вывод учёных о том, что в 10 800 году до н.э. произошла величайшая планетарная катастрофа (падение огромного астероида в Атлантику), в результате которой огромное цунами несколько раз обогнуло всю землю (не затопив только высокогорья Земли)]

Далее во 2-й главе книги Ситчина «Боги Армагеддона» читаем:

<<Потерпев неудачу, Мардук тем не менее не прекращал попыток захватить космические объекты, которые служили как «связью небо — земля», то есть поддерживали связь между Нибиру и Землёй, или построить собственный центр космической связи. И поскольку Мардуку в конце концов удалось добиться своей цели, причём именно в Вавилоне, возникает вопрос: почему он не смог этого сделать в 3460 г. до н. э.? Ответ довольно любопытен: дело в выборе времени. Известный текст передаёт разговор между Мардуком и его отцом Энки, в котором разочарованный Мардук спрашивает, чему он не смог научиться. Он не учёл то обстоятельство, что время — Небесное Время — соответствовало Эре Тельца, то есть Эре Энлиля>>.

[Энки имел в виду, что Эра Овна (Эра Мардука) должна была наступить только где-то в 2310-2320 гг. до н.э. Но об этом мы расскажем в последующих сериях наших статей о «Потерянной книге Энки»]