Сегодня в этой статье будет мое выступление по дипломной работе , вдруг кому-нибудь будет интересно или даже полезно.
Актуальность темы обусловлена тем, что одна физическая способность может выражаться в разных физических качествах. И наоборот, одно физическое качество может выражаться в разных физических способностях. Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно расширились. Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки. Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям. Отдельные двигательные возможности человека принято называть физическими качествами.
Первая глава представляет собой теоретические аспекты темы исследования. Раскроем терминологический аппарат изучаемой проблемы:
тема исследования: «Воспитание физических качеств у спортсменов смешанных единоборств в учебно-тренировочном процессе».
Проблема исследования: каковы наиболее эффективные методы воспитания физических качеств у спортсменов смешанных единоборств в учебно-тренировочном процессе?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить наиболее эффективные методы воспитания физических качеств у спортсменов смешанных единоборств в учебно-тренировочном процессе.
Объект исследования: воспитание физических качеств у спортсменов смешанных единоборств в учебно-тренировочном процессе.
Предмет исследования: методы воспитания физических качеств у спортсменов смешанных единоборств в учебно-тренировочном процессе
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования намисформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования и обосновать понятийный аппарат.
2. Раскрыть сущность понятия «воспитания в единоборстве».
3. Рассмотреть особенности воспитания физических качеств у спортсменов смешанных единоборств в учебно-тренировочном процессе.
4.Экспериментально проверить эффективность методов воспитания физических качеств у спортсменов смешанных единоборств в учебно-тренировочном процессе.
Гипотеза исследования: Использование разнообразных методов воспитания физических качеств у спортсменов смешанных единоборств в учебно-тренировочном процессе сделают его эффективным и будут способствовать воспитанию физических качеств.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, обобщение, систематизация; эмпирические - педагогический эксперимент, тестирование.
Опытно - экспериментальная база исследования: ДЮСШ “Лидер”
В соответствии с гипотезой и задачами исследования нами был разработан план педагогического эксперимента.
Цель опытно-экспериментальной работы: экспериментально проверить эффективность выбранных методов воспитания физических качеств у спортсменов смешанных единоборств в учебно-тренировочным процессе.
Цель констатирующего этапа исследования: выявить начальный уровень воспитания физических качеств у спортсменов. Нами была выбрана диагностическая методика В.И. Ляха, позволяющая измерить показатель уровня физических качеств: челночный бег, Сгибание и разгибание рук в упоре лежа и прыжки через скакалку.
1. Тест на физические качества «Челночный бег».
Цель: Диагностика уровня быстроты.
Челночный бег 4 х 10 м за средней линией волейбольной площадки в прямоугольник размером 20 х 25 см, кладут два бруска размером 5х5х10 см. Из исходного положения «Высокого старта», по команде «Марш», учащийся бежит к брускам, поднимает один из них, подбегает к линии старта, кладет брусок за линию в прямоугольник размером 20 х 25 см, возвращается назад, берет второй брусок и бежит к линии финиша через стартовую линию. Брусок кладется строго в прямоугольник. Бросать брусок запрещается. Время фиксируется с точностью до 0,1 сек.
Проанализировав результаты, мы пришли к тому, что высокий уровень
быстроты представлен у 1 спортсмена, что составляет 12,5%. Средний уровень развития быстроты представлен у 4-х ребят, что составляет примерно 50%. Низкий уровень развития того же качества проявился у 3-х учеников, что составляет 37,5%.
2. Тест «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа»
Цель: Диагностика уровня силы по результату наклона вперед из положения лежа.
Процедура проведения: Примите упор лежа, ладони чуть шире плеч. Держите туловище прямо — голова, корпус и ноги составляют одну линию. прыжки через скакалку напряжен, ягодицы зажаты, лопатки сведены вместе. Сгибая руки в локтевых суставах, опуститесь вниз до угла 90 градусов между плечом и предплечьем. По ходу движения выполните легкий вдох. Локти направлены назад и слегка в стороны. В нижней точке они должны быть отведены от корпуса примерно на 45 градусов. Это максимально безопасное положение для плечевых суставов. Достигнув нижней точки разогните руки и примите исходное положение, сделав выдох .Во время выполнения упражнения не забывайте держать спину ровно. Не прогибайте поясницу и не округляйте грудной отдел. Сделать максимальное количество отжиманий за 1 минуты. Отдыхать можно сколько и когда угодно, но секундомер на это время не отключай. Выполняй упражнение правильно (тут все по честному) и в нижней точке расстояние от пола до носа должно быть не более 5 сантиметров.
Следовательно, делая вывод по данному тесту, мы выяснили, что высокий уровень представлен у 2-х учеников, что составляет 25%. Средний уровень силы был отмечен у 3-х учеников, что составило 37,5%. Низкий уровень был обнаружен у 3-х учеников, что составило 37,5%.
3. Для определения уровня воспитания ловкости нами был проведен тест «Прыжки через скакалку».
Прыжки через скакалку за 60 секунд. Принимается исходное положение: ноги вместе, руки внизу, в руках скакалка. Затем испытуемый прыгает вперёд через скакалку. Тренер считает количество прыжков. Делается две попытки, засчитывается лучший результат.
Важно правильно подобрать скакалку для каждого испытуемого. Если скакалка выбрана правильно, то испытуемый встаёт обеими ногами на середину скакалки и натягивает её, концы скакалки достают до подмышек.
Полученные данные свидетельствуют о том, что:
- высокий уровень воспитания ловкости – у 2 воспитанников, что составляет 25 %;
- средний уровень воспитания ловкости - у 6 воспитанников, что составляет 75%;
- низкий уровень воспитания ловкости не продемонстрировал никто
Наглядно представим полученные результаты на рисунке 3 .
Таким образом, данные диагностики свидетельствуют о том, что у испытуемых спортсменов лучше всего из диагностируемых физических качеств развита ловкость (так как низкого уровня не продемонстрировал никто), в то время как быстрота и сила показали большой процент низкого уровня – 36% и 37%. Эти результаты позволили нам спланировать систему учебно-тренировочных занятий, которую мы реализуем на формирующем этапе эксперимента.
На формирующем этапе, который проводился с 20 апреля по 17 мая 2022 года, где нами апробировались изученные ранее методы воспитания физических качеств у спортсменов смешанных единоборств в учебно-тренировочном процессе.
Для этого мы:
- ознакомились с рабочей программой по смешанным единоборствам (автор Сергей Акишин)
- Разработали конспекты учебно-тренировочных занятий – всего 8 и провели их. Рассмотрим один из них.
Тема: Захваты
Кроме того, для воспитания силы у спортсменов смешанных единоборств в учебно-тренировочном процессе нами применялись следующие упражнения:
- бег с подниманием колен.
-Бег с захлестыванием голени
-Перекаты с пятки на носок
Для воспитания силы мы предлагали разные варианты Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола:
- Сгибание и разгибание рук в упоре лежа с узкой постановкой рук.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа с постановкой рук на ширине плеч.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа головой вниз.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа с колен.
Отжимание с подскоком.
Кроме отжиманий для воспитания силы и выносливости мы регулярно давали спортсменами упражнения для укрепления мышц пресса:
- Подъем туловища с поднятыми ногами.
Подъем туловища с ногами на лавке.
Подъем туловища на наклонной скамье.
Включение в конспекты учебно-тренировочных занятий подвижных игр – не случайно, именно они должны воспитывать ловкость спортсменов. За 8 занятий мы провели следующие игры: «Регби», «Третий лишний», «Бой кенгуру».
Таким образом, нами использовались упражнения, специально направленные на совершенствование диагностируемых ранее нами физических качеств.
После проведения формирующего этапа эксперимента нами вновь была проведена диагностика.
3-этап контрольный эксперимент. Целью его явилось изучение уровня воспитания физических качеств на завершающем этапе опытно – экспериментальной работы.
На контрольном этапе эксперимента, спортсмены были подвергнуты контрольному испытанию, которое состояло из тех же тестов, что и на констатирующем этапе. Оказалось, что цикл занятий со специально направленными упражнениями весьма эффективен, так как ребята легко и быстро справились с контрольными тестами.
Проанализировав полученные результаты, отмечаем, что в целом по группе заметна положительная динамика. Если на констатирующем этапе высокий уровень показали 12,5% , то на контрольном этот показатель равен 37,5%.
Средний уровень показали на констатирующем этапе - 37,5% , а на контрольном - 62,5%.
Низкий уровень показали на констатирующем этапе – 5%, в то время , как на контрольном - 0%.
Таким образом, результаты диагностики подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что использование разнообразных методов на учебно-тренировочных занятиях способствует повышению уровня воспитания физических качеств у спортсменов смешанных единоборств в учебно-тренировочном процессе.
Сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, развивающаяся и воспитывающая непосредственно в занятиях борьбой. Путем выполнения основных и специальных упражнений борец развивает необходимые ему физические качества наряду с совершенствованием техники и тактики. В то же время наиболее полноценно и успешно решать задачу развития двигательных качеств, становится возможным лишь при условии разностороннего воздействия на организм различных гимнастических упражнений и упражнений из других видов спорта.
Для подтверждения гипотезы нами был проведен эксперимент, который включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе эксперимента мы продиагностировали спортсменов с целью определения у них уровня воспитания всех физических качеств:
1. Челночный бег 4х9 (быстрота);
2. Прыжки через скакалку (ловкость);
3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (сила).
Диагностика физических качеств на контрольном этапе эксперимента позволила нам увидеть положительную динамику в воспитании диагностируемых ранее физических качеств. Это позволило нам сделать вывод о том, что используемые нами методы и используемые упражнения на разработанных учебно-тренировочных занятиях оказались эффективными и способствовали формированию и воспитанию не только физических качеств, но и развитию внутренней мотивации учащихся к спортивной деятельности и концентрации их внимания на достижение оптимальной спортивной формы.
#учеба