Найти тему
Mixed Arts

Альбом Бьорк «Post» — великолепная пластинка из 90-х, которая слушается так как будто была выпущена вчера

Бьорк. Редкое фото альтернативного варианта обложки авторства Стефана Седнуи
Бьорк. Редкое фото альтернативного варианта обложки авторства Стефана Седнуи

Прекрасный пример творческой свободы в сочетании с соблюдением некоторых стандартов поп-музыки — это второй сольник Бьорк, он прекрасно слушается сейчас

Текст: Александр Кондуков

Из дискографии Бьорк я выберу Post. Пластинке на днях исполнилось 27 лет, это бессмертная классика — треки и в XXI веке добираются до саундтреков комиксовых агиток типа «Запрещенного приема», это музыка потерянного летнего шоссе, прорезающем мистический лесной массив. Пластинка целеустремленная, жесткая и животная — не случайно Бьорк говорила о том, что персонально ее вдохновляет европейский Николай Дроздов — Сэр Ричард Аттенборо (кстати, на Apple TV сейчас появился компьютерный сериал про динозавров, он очень в стилистике открывающего трека Army Of Me, на который свой самый кроненберговский клип снял Мишель Гондри).

На момент создания Бьорк было 29 лет, она была на самой вершине. Настоящий маленький викинг, который делал, что хотел, и предлагал целительную альтернативу заштампованной музыке середины 90-х, где форматы были уже отполированы до блеска и срочно требовалось что-то новое, возможно, фонтанирующее. Новыми источниками вдохновения стали синтезаторные риффы, биг-бэнд-джаз, техно, эмбиент. Объединял все черный юмор, заложенный в название пластинки. В сущности это был памятник постмодерну 90-х, рефлексии девушки из Рейкьявика, это было практически пост-всё.

Post — это кульминация начатого на предыдущем диске Debut. На нем она нашла свой блюзовый тембр (на эту тему есть концентрированный пример — совсем не случайно вместе с Пи-Джей Харви они знойно пели Satisfaction). Не случайно Грег Дулли потом переложит Hyperballad на язык нуарного болотного ноктюрна. Была на диске и смоляная тьма — вместе с Трики Бьорк предложила немного Гойи в номере Enjoy. Но основная миссия по созданию конструктора лежала на продюсере и соавторе Нелли Хупере, который вместе с подручными Хауи Би и Мариусом ДеВризом подарил маску футуристической Beastie Girl.

Английский язык Бьорк — отдельная тема исследования, это причудливый конструктор, как раз в стиле прогонов Сэра Ричарда Аттенборо про динозавров (оцените формулировки в Modern Things), это почти наблюдение за собой в диком мире в третьем лице. То, что случилось с музыкой Бьорк впоследствии, стало результатом побега Бьорк от реальности, и тут надо относиться с пониманием: поездка в темном диком лесу (даже вполне целеустремленная, как в случае исландки) не всегда подразумевает достижение некоего пункта назначения. Post — это ее финал в изучении дикого мира фантазий, это последние каникулы в жанре осмысленной и внятной поп-музыки, пусть и весьма суровой.

Послушать концертные и студийные версии песен можно здесь.