В XIX-XX веках Шуши был одним из культурно-образовательных центров Кавказа. Многие известные деятели армянской и мировой культуры были выходцами из этого города. Шуши по праву может считаться культурной столицей армян, а не азербайджанцев, считает журналист Арам Хачатрян.
Эту статью про Шуши я хотел написать давно, желая посвятить одному известному священнику, который долгие годы (в период с середины 20-х годов и до конца своей жизни — начала 80-х годов XX века) жил в Карабахе, и после смерти был похоронен в городе Шуши. А был этот священник братом моей бабушки. Он в 15 лет ушел из дома и всю жизнь посвятил служению Армянской Апостольской Церкви. И так сложилось, что моя бабушка больше не встречалась в этой жизни со своим братом…
В начале1980-х годов мой дядя и его сыновья специально ездили в Шуши с целью посещения могилы священника. Когда они вернулись, то привезли с собой несколько черно-белых фотографий, на которых был запечатлён большой армянский хачкар из природного базальта, установленный на могиле священнослужителя.
После освобождения Шуши в 1992 году мои родственники съездили в город ещё раз. Но они уже не нашли могилу. Точнее, нашли только пустое и разрушенное кладбище.
Когда они вернулись из Шуши и рассказали, то все наши родственники были в шоке. Мои уже покойные отец и дядя всегда грустно возмущались и спорили, сколько дней понадобилось азербайджанцам, чтобы ломами и кувалдами разрушить этот хачкар из базальта… Я тогда им обещал, что когда-нибудь обязательно напишу об этом…
А теперь несколько слов об истории Шуши.
Согласно «Кавказскому календарю на 1917 год», издаваемому Канцелярией кавказского наместника российского царя в Тифлисе (Тбилиси), в 1916 году «в Шуши значилось 43.869 человек (25.404 мужчины, 18.465 женщин) из которых 23.396 душ (13.937 муж., 9.459 жен.) составляли армяне (53,3%) и 19.121 (10.521 муж., 8.600 жен.) — татары (43,6%)».
23 марта 1920 года в столице Арцаха имела место массовая резня армянского населения. Армянские кварталы подверглись разорению и сожжению. Кавказскими татарами (современные азербайджанцы) были убиты до 20 тысяч человек. Уцелевшие армяне были вынуждены покинуть Шуши.
Одной из основных причин освобождения отрядами самообороны Карабаха Шуши 9 мая 1992 года стало то, что античеловеческими, фашистскими методами из города-крепости, превращенного в военную базу, азербайджанская сторона с помощью различных видов военной техники, в том числе реактивных систем залпового огня «Град», методично разрушала столицу НКР Степанакерт. Десятки тысяч жителей расстреливаемой на протяжении семи с половиной месяцев столицы Карабаха не покидали подвалы, служивших бомбоубежищами. Жили без света, воды и элементарных бытовых условий.
Современная литература и журналистика свидетельствует о многих фактах «подвигов» пьяных и обкуренных азербайджанских вояк 90-х годов XX века, которые только ради удовольствия и развлечения, под хохот своих друзей, могли в любое время начать обстрел Степанакерта. И им было совершенно начхать на то, что существуют международные гуманитарные нормы, что запрещено использование реактивных систем залпового огня «Град» против мирного населения и что от снарядов гибнут мирные жители, старики, женщины и дети…
В ноябре 2020 года во время агрессии Тройственного союза Баку-Анкары-международных террористов против Нагорно-Карабахской Республики город Шуши был вновь захвачен турко-азерами и в настоящее время оккупирован.
В октябре 2020 года шушинский Соборный храм Святого Всеспасителя (Казанчецоц) подвергся открытой и демонстративной бомбардировке со стороны вооруженных сил Азербайджана, после чего бакинский правитель цинично заявил, что это «вероятно дело рук армян».
Весь мир обошли кадры разрушений, причиненных собору Св. Всеспасителя варварскими целенаправленными ракетными ударами. Причём второй удар был нанесен по храму, когда в нем находились российские журналисты, один из которых – Юрий Котенок получил тяжелые ранения. После этого теракта бакинская протеже Михаила Гусмана, бывшая заведующая отделом ТАСС азербайджанская ханум Саадат Кадырова в передаче Владимира Соловьева сравнила христианский храм Казанчецоц с «сортиром».
Сегодня по указанию бакинского мини султана Алиева Второго идет массовое уничтожение исторического армянского наследия Шуши. Вандалы 21 века начали данный процесс с разрушения армянских церквей: частично уничтожена церковь Канач жам, варварски переделывается символ армянского Шуши — церковь Святого Христа Всеспасителя Казанчецоц, с которого снесён шатёр купола, бывший высотной доминантой города.
Сравните и почувствуйте цивилизационную пропасть.
Власти Арцаха незадолго до осенней агрессии 2020 года отремонтировали шушинскую верхнюю мечеть Говхар-ага.
Бакинский режим еще в 1960-е годы разрушил единственную в Шуши русскую православную церковь. Ныне он пытается свалить обвинение в вандализме на армян, выдавая известную по всем документам церковь Иоанна Крестителя (Канач жам) в Верхней, армянской части города, за «присвоенную армянами русскую церковь Св. Георгия», на деле находившуюся в нижней, мусульманской части города, и внешне совершенно не похожую на храм Канач жам, ныне разрушаемый азербайджанцами.
В массовом порядке сносятся памятники великим армянам-уроженцам Шуши, подвиги которых прославили этот город. Приведу только несколько фактов: в 2021 г. азербайджанские варвары с гордостью сносили перед телекамерами памятник советскому государственному и партийному деятелю, одному из основателей советского ВПК, министру черной металлургии СССР, Герою социалистического труда Ованесу Тевосяну (1902-1958 гг.).
В 2021 году также снесли памятник легендарному советскому летчику-морскому штурмовику, единственному в Закавказье дважды Герою Советского Союза, получившему эти звёзды в годы войны Нельсону Степаняну (1913-1944 гг.)…
Здесь надо отметить особый цинизм Азербайджана, который до сих пор гордо представляет Ованеса Тевосяна и Нельсона Степаняна в общем списке «героев из Азербайджанской ССР»…
Хочу добавить ещё несколько известных фамилий уроженцев Шуши, которые прославили свой родной город и по маниакальной прихоти бакинских властей «вычеркнуты из истории» в целях предания забвению доминировавшего в столице Арцаха армянского элемента…
Вот они.
Легендарный полководец, генерал-лейтенант русской армии Иван Давидович Лазарев (1820-1879 гг.), завоевавший для России Карс.
«Генерал-адъютант Иван Давыдович Лазарев принадлежал к числу тех выдающихся деятелей, которые невольно останавливают на себе внимание современников, а потом передают свои имена истории, чтобы стать примером грядущим поколениям», – так писал о Лазареве видный русский военачальник и историк Василий Потто.
Троюродный брат и близкий друг Лермонтова, уездный начальник Шуши Аким Павлович Шан-Гирей (1818-1883);
Химик-органик Николай Зинин (1812-1880). В 1868 году вместе с Д. Менделеевым выступил организатором Русского химического общества и в течение десяти лет являлся его президентом (до 1878 года);
Великолепный художник-портретист Степан Агаджанян (1863-1940 гг.);
Всемирно известный скульптор («армянский Эрьзя»), ученик Родена, Акоп Гюрджян (1881-1948 гг.);
Братья Павел (1858-1937) и Абрам Гукасовы (1872-1969 гг.) — российские нефтепромышленники из Шуши;
Классик армянской литературы, автор исторических романов, рассказов и пьес Мурацан (Григор Тер-Ованнисян) (1854-1908);
Крупный деятель органов государственной безопасности СССР, генерал-майор Михаил Аллахвердов (1900-1968 гг.);
Создатель словарей русского языка, советский лингвист, один из основателей московской фонологической школы, профессор МГУ, член-корреспондент АН СССР Рубен Аванесов (1902-1982 гг.);
Легендарный советский разведчик Рубен Агамалов (1905-1982 гг.);
Известный художник-примитивист Эдмонд Петросян (1948-2019 гг.);
Автор единственных на русском языке мемуаров участника и очевидца событий в Нагорном Карабахе в 1918-20 гг. («Записки карабахского солдата») Зарэ Мелик-Шахназаров (1903-1992).
Знаменитые художники братья Микаел (1897-1961) и Сергей (1912-1986) Арутчьяны родились в Шуши. Микаел Арутчьян за свою жизнь проиллюстрировал более 100 книг и фильмов. Сергей Арутчьян – народный артист Армении, иллюстрировал фильмы студии “Айфильм” “Храбрый Назар”, “Из-за чести” и т.д. Его сын Рубен Арутчьян, который родился в 1947-ом в Ереване, заслуженный художник Армении, автор памятника в Ереване жертвам Холокоста.
Шушинские корни имели также следующие выдающиеся люди.
В семье шушинского армянина в Тифлисе родился гений музыки, Народный артист СССР (1951), Главный дирижёр Большого театра (в 1953-1962 гг.) Александр Шамильевич Мелик-Пашаев (1905-1964);
Шушинские корни были у всемирно известного композитора – Микаела Таривердиева (1931-1996). Его отец, Леон Таривердян родился в Шуши. Микаел Таривердиев — народный артист РСФСР, написал музыку к 132 кинофильмам и ряду спектаклей, автор сотен песен и романсов, 4 балетов, 5 опер и множества других камерных и симфонических произведений. Наибольшую известность ему принесли композиции к фильмам «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или с легким паром», «Король-олень», «Любить»;
Знаменитый советский, армянский скульптор, народный художник СССР Ерванд Кочар (1899 – 1979) имеет шушинские корни. Его отец Симон Кочарян родился в Шуши, а сам Кочар — уже в Тифлисе;
Всемирно известный художник Юрий Саркисов (Тер-Саркисян) (1928-2012);
Советский и российский ученый, военный деятель, академик РАН, вице-адмирал, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Ашот Саркисов (родители — выходцы из Шуши, родился 30 января 1924 г. в Туркестане);
Советский и российский этнограф, доктор исторических наук, академик Российской академии естественных наук по секции «Гуманитарные науки и творчество» Алла Тер-Саркисянц (1937-2019 гг., родители выходцы из Шуши);
Известные деятели науки, политики и культуры, не бывшие уроженцами города, учились и начинали свой профессиональный путь в Шуши. Среди них отметим.
Легендарный советский композитор, певец любви, выпускник Шушинской музыкальной школы Андрей Бабаев (1923-1964).
Первый директор (1956-1965 гг.) ведущего советского научно-исследовательского центра ИМЭМО (ныне — Национальный исследовательский Институт мировой экономики и международных отношений им. Е. Примакова РАН), академик АН СССР Анушаван Арзуманян (выпускник Шушинского реального училища 1918 года).
Это список можно долго продолжать.
Название «Азербайджан» никогда ранее не применялось в отношении нынешней тюркоязычной республики, расположенной в Закавказье. Об этом в своей книге «Азербайджан и Арран: Атурпатакан и Кавказская Албания» свидетельствовал известный иранский историк Энаятолла Реза.
А точнее всех по поводу создания Азербайджана написал в своё время лидер Белого движения Юга России генерал Антон Деникин: «Все в Азербайджанской республике было искусственным, «ненастоящим», начиная с названия, взятого заимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимавшая лезгинские Закаталы, армяно-татарские Бакинскую и Елисаветпольскую губернии и русскую Мугань и объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма и панисламизма на Кавказе…» («Очерки Русской смуты», 1918 г.).
Исследовательница из Турции Ясемин Килит Аклар в работе, посвященной преподаванию истории в Азербайджане, делает вывод, что официальные азербайджанские учебники истории способны внушить ненависть и чувство этнического и национального превосходства в первую очередь по отношению к армянам, а также к русским и иранцам. Согласно ее подсчетам, на 391 странице лишь одного учебника истории армяне называются врагами 187 раз, русские – 119 раз, иранцы – 44 раза. Ясемин Аклар подчеркивает, что подобное отношение к армянам делает проблематичным существование армян в Нагорном Карабахе, если он войдет в состав Азербайджана. (Yasemin Kilit Aklar (Kocaeli University). The Teaching of History in Azerbaijan and Nationalism // Abimperio 2/2005).
Заключённая летом 2021 года Алиевым и Эрдоганом в оккупированном городе Шуши декларация фактически стала основой для военного союза двух государств, а также создания турецких военных баз в Азербайджане. Кроме того, это стало началом нового турецкого броска на Среднюю Азию, для силового объединения тюркоязычных государств и создания «Великого Турана». В будущем это объединение может уже реально угрожать безопасности и территориальной целостности России, заявив об объединении тюркоязычных регионов России.
В турецких школьных учебниках указывается, что все эти земли принадлежат Турции… Время от времени отдельные турецкие политики уже в открытую выступают с территориальными претензиями к России, демонстрируя карту «Великого Турана», где ряд регионов России указаны как сугубо тюркские. И заявляют о том, что придёт время для исторической справедливости и их объединения под началом турецкого народа.
Кстати, по поводу «культурной столицы Азербайджана»: с 70-х годов XIX века до 1920 года в Шуши издавались 22 наименования газет и журналов, из коих 2 на русском языке, 20 – на армянском: Шушинский листок, Шушинская жизнь. Первое наименование “Шушинская пресса” — 1874 год. — издан журнал “Армянский мир». Позже вышли “Лира-глашатай”, “Дело”, “Радуга”, “Студенческая газета”, “Этнографический журнал”, “Журавль” и другие периодические издания.
И ни одной на языке кавказских татар (предшественнике азербайджанского).
К сведению азербайджанцев, первый театр в Шуши построил в 1896 году известный благотворитель и общественный деятель армянин Мкртич Хандамирян (1854-1915).
А если азербайджанцам очень хочется, то пусть называют этот город культурной столицей живших там кавказских татар или закавказских тюрок… Это будет справедливо и лишь подтвердит, что нынешние азербайджанцы не имеют отношения к Шуши.
Известный карабахский этнограф и историк Грачик Арутюнян в течение 25 лет изучал богатейшее историческое и культурное наследие Шуши. Он исследовал архитектурно-исторические и старые надгробные памятники, выявив в Шуши несколько старых кладбищ – 5 армянских, 1 русское, 1 армяно-русское, 1 персидское. По его словам, только на армянских кладбищах Шуши сохранилось порядка 33000 надгробных плит. По ним, к примеру, можно узнать, что согласно заключённому в 1805 году в лагере царской армии на берегу реки Курак договору в Шуши был дислоцирован 6-й пограничный полк под командованием Лисаневича.
«Привлекает внимание, расположенный посередине кладбища огромный надгробный камень прямоугольной формы и высотой примерно в 2,5 метра, который установлен на могиле полковника Федора Семенова, сына коменданта Шуши и следующего командира вышеуказанного полка. Камни свидетельствуют о том, что возглавляемое им подразделение под общим командованием графа Ивана Федоровича Паскевича приняло участие в целом ряде сражений и дошло до берегов Евфрата», – рассказывал Грачик Арутюнян, вместе с тем с сожалением констатируя, что русское кладбище города Шуши имело такую же плачевную судьбу, что и армянские и другие христианские кладбища.
Исследователь не раз отмечал, что он изучил бы и азербайджанское кладбище, однако в Шуши старого азербайджанского кладбища нет.
В настоящее время в Баку идет полная фальсификация истории. В «новой» азербайджанской версии истории объявленного культурной столицей Азербайджана, а потом и всего тюркского мира Шуши полностью исчезли упоминания об армянском, русском и иранском многовековом наследии этого города, превращённого сегодня в строительную площадку, где полным ходом идёт уничтожение культурного и исторического наследия иных народов. У Азербайджана есть очень богатый опыт в этой области: в начале 2000-х годов в Старой Джульфе Нахиджевана по распоряжению азербайджанских властей было уничтожено более 5000 исторических памятников – хачкаров армянских мастеров средневековой эпохи.
Государство в лице президента Ильхама Алиева – выпускника МГИМО и доктора всевозможных академий и университетов мира – санкционировало уничтожение одного из важнейших компонентов древнего культурного наследия Южного Кавказа. Мини султан Алиев Второй уже вписал свою «славную» страницу в мировую историю вандализма под именем «полководец, выигравший битву против памятников–хачкаров в Старой Джульфе».
К счастью, сохранились видео и фото свидетельства, где четко видно, как солдаты и офицеры азербайджанской армии с помощью тяжелых кувалд и строительной техники варварски уничтожают хачкары, превращая исторические памятники в строительный мусор… Уничтожение хачкаров на армянском кладбище в Старой Джульфе было осуждено специальной резолюцией Европарламента. Сторонники принятия документа указали на недопустимость уничтожения Азербайджаном культурных памятников общечеловеческого значения. Но Азербайджан все это проигнорировал.
К сожалению, такая участь ждет и Шуши, где после оккупации 2020 года начался активный процесс по уничтожению исторических памятников, и через несколько лет там уже ничего не останется… Точнее будут только азербайджано-турецкие новоделы.
Продолжая начальную тему этой статьи, скажу, что известного священника звали Цахик. Слово «цахик» переводиться с армянского как «цветок». Так стали называть за его страсть и любовь к цветам и лечебным растениям. Он был не только священником, но и прирожденным народным лекарем. Несмотря на то, что был христианским священником, Цахик постоянно помогал в окрестностях Шуши и самом городе и азербайджанцам, особенно их детям. К нему обращались и днем, и ночью. И никогда он никому не отказывал.
Священник пользовался большим авторитетом, как у армян, так и у азербайджанцев. Мои попытки найти архивные документы о нем не увенчались успехом. Предводитель Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви Паргев Мартиросян ещё в 2018 году сообщил мне, что не остались никаких документов. Все архивы по части армян в Шуши были уничтожены азербайджанцами еще в начале 1990-х годов. Архиепископ порекомендовал обратиться в Святой Эчмиадзин…
Маленьким мальчиком я постоянно слушал хвалебные слова моих родственников в его адрес. Рассказывали про его уникальный архив, который Цахик собирал почти полвека. В этом архиве были уникальные старые книги, армянские христианские магахаты (священные книги, страницы которых были сделаны из телячьей шкуры). В книгах было много написано о том, что мироздание основано только на добре и любви… Однако жизнь доказала, что часто миром правят зло и ненависть…Я с детства в своих мыслях всегда мечтал и надеялся, что когда-нибудь увижу этот прекрасный архив. И с болью в сердце вынужден заявить, что, к сожалению, он безвозвратно потерян – архив и наследие священника были безжалостно уничтожены азербайджанцами.
В завершение темы хочу сказать, что мы, армяне, обязательно вернемся в Шуши. Надеюсь, я сам вернусь, чтобы поставить памятник на могиле моего родственника. Если не я, то это сделает мой сын по моему наказу, если не сын, то мой внук… Но мы обязательно вернемся в свой родной город Шуши.
Арам Хачатрян — общественный деятель, публицист, член Союза журналистов Москвы
ИА Реалист