Найти тему
Znaki Expert

Сколько стоит анонимность? И стоит ли она того?

Этот вопрос можно было бы задать Бэнкси.

Бэнкси — это псевдоним анонимного английского художника, политического активиста, отца андеграундного стрит - арта и одной из таинственных личностей нашего времени.

Его работы известны такому огромному количеству публики, что даже если и имя Бэнкси не на слуху, то творчество его идентифицируется в секунды.

Граффити Бэнкси разбросаны по всему миру. В большинстве своем они нанесены на охраняемые объекты, а не на те стены, где данный вид искусства разрешен официально. У него сотни, если не тысячи, последователей и подражателей по всему миру.

Бэнкси не раз высказывался о том, что авторское право — для неудачников. И даже подписал этой фразой одну из своих работ.

Он всегда был за некоммерческое распространение своего творчества. Возможно, это была и есть его основная цель. Также как и то, что он никогда не был против того, чтобы его уличные шедевры были дополнены или видоизменены коллегами по стрит-арту. Кроме того, цитируя книгу “Wall and Piece” («Стена и Граффити», автором которой является сам Бэнкси), он поклялся никогда не ставить свои произведения на коммерческие рельсы. Поэтому все граффити Бэнкси находятся в общественных местах, где любой желающий может сфотографировать их.

«Метатель цветов»
«Метатель цветов»

Но в 2014 году ему пришлось зарегистрировать свою работу «Метатель цветов» как товарный знак, так как на его визуале стали активно зарабатывать сторонние компании. Это, к слову, одна из самых известных работ британского художника.

Но товарный знак был аннулирован спустя несколько лет по причине того, что Бэнкси отказался раскрыть свою личность во время судебного процесса с производителем открыток Full Colour Black Limited (они занимаются изготовлением открыток и сувениров с использованием изображений уличного искусства).

Права и на другие свои картины («Смейся сейчас» (Laugh Now, 2003), «Крыса с радаром» (Radar Rat, 2004), «Девочка с зонтиком» (Umbrella Girl, 2008) «В обнимку с бомбой» и «Влюбленная крыса») Бэнкси потерял также во время этого судебного процесса. Патентное ведомство ЕС встало на сторону компании и назвало «недобросовестными» действия художника, который зарегистрировал свои картины в качестве товарного знака, но не собирался использовать их с целью продажи.

За это представители Бэнкси получили штраф в размере 1850 фунтов. А также художник потерял права считаться бесспорным владельцем некоторых своих работ, которые теперь используются безвозмездно на территории ЕС.

«Крыса с радаром» (Radar Rat, 2004) «Девочка с зонтиком» (Umbrella Girl, 2008)
«Крыса с радаром» (Radar Rat, 2004) «Девочка с зонтиком» (Umbrella Girl, 2008)

Вокруг этой темы существует много споров. Эксперты утверждают, что Бэнкси нужно уже раскрыть свою личность, чтобы получить авторские права на все свои работы. Ведь это гарантия защиты его картин/изображений не только в течение всей жизни, но и спустя 70 лет после смерти.

Но кто-то думает иначе, утверждая, что раскрыв свою личность, Бэнкси потеряет доверие улиц, хоть и получит приличный счет в банке.

И, как мы видим, художник, на данный момент расставляет приоритеты так, что во главе оказываются далеко не деньги.

Любопытная история, не так ли?

Подписывайтесь на наш канал, если было интересно.

Обращайтесь к нашим экспертам по любым вопросам интеллектуальной собственности.